Школа без родителей

Тема в разделе 'Образование', создана пользователем ruslan_40, 3 апр 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    5.786
    Продолжая дискуссию о системе образования, Катерина Мурашова поговорила с детьми о том, как они представляют себе школу будущего и какого предмета им не хватает

    К школе, как и к институту, я отношения давно не имею, но вот школьники приходят ко мне каждый день. Мы с ними разговариваем о том о сем — в том числе, конечно, и об их школьной жизни.

    Для меня представляется очевидным, что школа, школьное — да и высшее, наверное — образование должны будут как-то измениться в самое ближайшее время. Они уже меняются. Причина в том, что хрестоматийный сценарий, веками и тысячелетиями реализовывавшийся в обучении — у учителя есть та или иная информация, у учеников ее нет, он им ее передает и потом спрашивает, как усвоилась — совершенно очевидно изживает себя прямо на наших глазах. Информация, по объему и разнообразию многократно превосходящая содержимое памяти любого учителя, теперь находится во всемирной сети и поступает к нам по запросу из «коробочек».

    Но просто наличия информации в интернете явно недостаточно, получения образования гипнозом или прямой передачей в мозг никто пока не изобрел, стало быть, пусть не сегодняшняя школа, но какой-то образовательный институт все равно нужен.

    Так думаю я и, кажется, большинство экспертов. А что думают школьники? Они ходят в школу каждый день — и именно им, опираясь в том числе на свои школьные воспоминания и мечты, придется ее как-то менять.

    На сегодняшний день я опросила совсем немного подростков — 20 мальчиков и 18 девочек, но зато специально выбирала самых смышленых и способных формулировать свои мысли. Плюс все они говорили, что сами думали над вопросами школьной реформы еще до моего запроса, а некоторые даже что-то читали и обсуждали эту тему с друзьями. Возраст — от 11 до 17 лет.

    Первая, прямо-таки ошеломляющая и выбивающая почву из-под ног нынешних и будущих реформаторов неожиданность — почти половина детей (18 человек) считает, что школа, в которой они учатся, такой и должна оставаться. В ней есть недостатки, но как-то существенно ее реформировать — еще опаснее. В самой школьной туповатой консервативности есть хоть какие-то гарантии. Гарантии чего — получения знаний? А вот и нет. Любые знания — это сегодняшние дети понимают прекрасно — можно добыть в любую минуту из тех самых коробочек. Гарантии взаимопонимания, общих и более-менее достойных ключей доступа. Понятно? Я тоже не сразу поняла. Суть вот в чем. Мои школьники говорят о том, что людям достаточно сложно понять друг друга, потому что они разные. Но понимать и договариваться все равно надо. Всю жизнь. Если люди с детства что-то такое одинаковое увидели, заучили и одинаковое понимание этого им в головы считай насильно засунули, то это получается такая одна для всех платформа и точка отсчета (палочки должны быть перпендикулярны, Катерина — «луч света», Онегин — «лишний человек», Волга впадает в Каспийское море, угол падения равен углу отражения и т.д.), начиная с которой можно строить уже всякие другие оригинальные здания совместного понимания. В нашем сегодняшнем обществе не дефицит знаний и образования, а дефицит чувствования, понимания друг друга и умения договариваться. Многие уже вообще в реальности общаются с трудом и живут всю жизнь одни. А при наших нынешних постоянно расширяющихся технологических возможностях это неумение почувствовать, понять и договориться просто опасно для существования всего человечества. А вот когда людей в детстве одинаково учат, на одних и тех же задачах и примерах, им взрослым договориться все же проще. Объясняли они мне это, конечно, разными словами, но все 18 говорили, в общем-то, об одном и том же. Я абсолютно не ожидала, что они могут так мыслить и долго сама себе не могла поверить, что я именно это слышу. Однако — могут. Все эти ребята, конечно, считают, что кое-что в школе можно и изменить. Например, большинство из них против домашних заданий. Считают, что нужно все изучать в школе и прямо на уроке закреплять пройденное. Некоторые считают, что домашние задания должны быть по желанию. Кто чувствует, что ему надо еще повторить — пусть делает. Но никаких дополнительных репрессий, если не сделал.

    По вопросу школьных оценок — все 18 консерваторов считают, что оценки конечно, вызывают стресс, но они, безусловно, нужны. Без них не будет стимула, возможности сравнить себя с другими, да и обратная связь полностью потеряется.

    По вопросу ходить или не ходить в школу один из моих консерваторов, 16-летний гимназист, высказался с прозрачной и беспощадной жестокостью: «Общеобразовательная школа — это сейчас последнее место и единственный способ для взрослых хоть как-то контролировать и направлять социальную жизнь подростков. Хорошо это или плохо — я не знаю».

    Остальные 20 моих подростков — реформаторы. Более или менее радикальные.

    Шестеро считают, что школа не нужна вообще. Каждый может выстроить себе индивидуальный образовательный маршрут («да, нужны люди, которые посоветуют, и это не родители») и по нему слушать лекции, выполнять какие-то задания, получать консультации у специалистов. Еще пятеро считают, что в начальной школе, класса до шестого, должно быть групповое обучение, а потом — только индивидуальное.

    Остальные 9 — за групповое обучение от начала до конца: «иначе мы вообще все превратимся в этих, которые только в гаджетах и сидят», «надо же где-то общаться», «друзей на всю жизнь часто в школе находят, вот у моей мамы так», «нужно учиться взаимодействовать», и даже «детеныши должны группами расти» (тут я как бывший биолог чуть не прослезилась).

    Опять об оценках. Лишь пятеро реформаторов считают, что они вообще не нужны. Остальные (некоторые с откровенной грустью) уверены, что нужны, без них не получится.

    А вот — сюрприз-сюрприз для родителей! — 22 ребенка из 38 считают, что в школе будущего родители не должны никак участвовать в обучении детей после третьего класса (до этого можно помогать, но только если ребенок сам попросит). Пятеро считают, что должен быть принят специальный закон или постановление, запрещающее родителям «доставать детей с уроками». Общение детей и родителей будущего должно быть основано на чем угодно, но не на обсуждении школьной успеваемости. Услышьте, кто может!

    Но, конечно, должны быть специальные люди и места — почти все считают, что эти места должны быть в интернете, — куда ребенок может обратиться за консультацией, если ему что-то непонятно. Две трети детей считает, что в школе будущего консультировать будут роботы — они не устают, не раздражаются, им не нужны выходные, зарплата и т.д. Почти половина реформаторов считает, что и учить в школах будущего тоже будут андроиды — по тем же причинам. Вторая половина — за живых людей: «с ними интереснее», «с живым человеком всегда приятнее», «в школе же не только знания дают, но и жизни учат, общаться, а откуда же андроиду это знать?»

    Кем будут эти живые учителя?

    Почти все реформаторы считают, что учительство будет не профессией, а этапом жизни части людей будущего. Причем этапом престижным и высокооплачиваемым. Вот ты, допустим, актер или математик. И работаешь актером или математиком. И если ты в своем деле хорош, то на каком-то этапе ты получаешь право немножко поучиться психологии и еще чему-то, сдать экзамен и пойти на год-два-три в школу преподавать математику или актерское мастерство. А потом вернуться в свою профессию. И то, что у тебя был такой опыт — это очень серьезное признание твоего профессионального уровня. Ты не только хорошо играешь или считаешь, ты еще и доказал, что можешь учить этому других. И связь таких учителей и учеников сохраняется почти на всю жизнь, особенно если кто-то под его влиянием потом выбрал профессию актера или математика.

    Как составляются и корректируются программы? Чему учить?

    Все реформаторы считают, что программ по каждому предмету будет несколько и, опять же, проконсультировавшись со специалистами, ребенок сможет выбирать и учиться по удобной ему программе.

    Реформаторы, естественно, считают, что выбирать можно будет и предметы.

    Как это согласуется с групповым обучением? Да очень просто! Биологию он учит с этой группой, а антропологию — с другой. Но группы постоянны на весь курс обучения.

    Многие — 17 человек — считают, что в будущем грань между средним и высшим образованием сотрется. Учиться люди будущего будут лет до 25 (это мнение большинства, но есть исключения).

    Немного радикализма.

    — Всех детей, начиная с восьми лет, нужно отбирать у родителей и до 18 лет обучать и воспитывать в творчески ориентированных интернатах. Учителя в этих интернатах — самые успешные в своем деле люди, согласившиеся на жертву ради будущего человечества.

    — Детей надо научить читать, писать, считать и пользоваться интернетом. Потом, лет с десяти, дети начинают работать (сначала по паре часов в сутки, на простых работах и на подхвате, потом там, где посложнее) и попутно учиться тому, что им интересно.

    — Образование уже не важно. Еще немного — и все станут делать роботы, а люди будут лежать в ванночках и жить в виртуальных мирах. А потом просто все это отключат, оставшиеся в живых одичают и история человечества начнется сначала.

    — Надо всех учить космическим профессиям. На Земле уже места мало.

    — К каждому ребенку, как он родился, будут приставлять специального робота-аватара. Он его всему и научит. (Мой вопрос: «А что же родители?» Ответ: «А они живут своей жизнью и вечером спрашивают, как дела».)

    — Нужно, чтобы дети воспитывались вместе с животными в лесу. Тогда они, когда вырастут, не будут портить природу. А чему учить — это все равно, все равно много лишних.

    И в завершение:

    Все 38 школьников хотят, чтобы в средней школе был предмет «самопознание». Знать бы еще, что это такое. И кто будет ему учить. Роботов не предлагать.

    Катерина Мурашова

    https://snob.ru/selected/entry/135821
     
    Last edited by a moderator: 3 апр 2018
  2.  


  3. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    "На сегодняшний день я опросила совсем немного подростков — 20 мальчиков и 18 девочек, но зато специально выбирала самых смышленых и способных формулировать свои мысли." а как же - толерантность? гуманизЬм?

    "Реформаторы, естественно, считают, что выбирать можно будет и предметы". Автор по ходу до сих пор не в курсе профильного обучения...

    "Немного радикализма."... и далее по статье... Ну - ну... Автору фентези писать надо....
     
  4. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.605
    Профильное в наших помидориях начинается самое раннее с 5-го класса и опять все учатся большими группами. В статье речь велась о "смышленых" детках, а для них как раз нынешняя школа не особо подготовлена. Матшкол у нас нет, самое раннее маткласс - это 5 класс в 6-й школе в Тирасполе со всеми вытекающими языковой школы. Да, есть языковые школы с 1 класса, но если есть потребность не в языках, то придется ждать 5 или уже 8-9 класса.. По части инд. программы даже в УНО внятно ответить не могут и не во всех школах готовы работать с учеником индивидуально. Даже если за собственные деньги, вы протестировали ребенка и спецы написали вам под него инд. программу обучения - в школе это, мягко скажем, никому не нужные дополнительные проблемы. Не может ваш ребенок числиться в 1 классе, а на математику ходить в 5.
    В отношении радикализма: в Москве уже довольно продолжительное время работает школа "Интеллектуал" http://new.sch-int.ru/ , где как раз начиная со средней школы предполагается нахождение ребенка в интернате, но выходные с родителями. А так же посещение выбранных курсов не со своими одноклассниками. Это НЕ массовая школа. Это эдакий заповедник для детей со специфическими потребностями.
    Что у нас предлагается подобным нуждающимся? Мне очень нужна такая информация.
     
    Last edited: 3 апр 2018
    Анаконда нравится это.
  5. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Чтобы предложить такое у нас - надо:
    1. У министества выбить лицензию на создание абсолютно нового типа школы
    2. Программы, методики и т.д. своих унас нету, их тырят из России.
    3. Кадры.. Можно найти.
    4. Финансирование. если гос - ное, то это дохлая затея. Спонсоры и т.д. - негосудаственное уч.заведение - за... мучают проверками и т.д.

    На данный момент - профильное обучение с 5 кл. и всё.
     
  6. VIGO

    VIGO Автор

    На форуме с:
    10 май 2015
    Сообщения:
    22.473
  7. Капелька

    Капелька Старожил

    На форуме с:
    16 авг 2017
    Сообщения:
    4.302
    Ну хорошо хоть обязанности поделили, могли бы и все сразу скинуть
     
    Lёka нравится это.
  8. Адриана

    Адриана Старожил

    На форуме с:
    5 ноя 2018
    Сообщения:
    1.245
    В Москве сейчас появилось много школ с различными формами обучения. Есть такие, где обучение предлагается в трёх вариантах: класс, малочисленная группа и индивидуально. Нагрузку регулируют родители ( количество уроков в день, часов в неделю, итп).
    Знаю одну школу, там такие насыщенные уроки, что дети там чуть ли не ночуют. На биологии ходят в лес, рисование у них как в художке ( мольберты, краски), музыка в кабинете с огромным количеством муз инструментов. И так на каждом уроке. Нет рутины.
     
    Lёka и VIGO нравится это.
  9. Капелька

    Капелька Старожил

    На форуме с:
    16 авг 2017
    Сообщения:
    4.302
    у нас тоже так. утром привел - и только к вечеру забрал.
     
    Lёka нравится это.
  10. Адриана

    Адриана Старожил

    На форуме с:
    5 ноя 2018
    Сообщения:
    1.245
    Тоже можно выбрать нагрузку и форму обучения?
     
    Lёka нравится это.
  11. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.605
    (036)(036)(036)(036)(036)(046)
    кстати, вчера было высказано желание попробовать написать индивидуальную образовательную программу. очень меня удивили прям.
     
    Lёka нравится это.
  12. Капелька

    Капелька Старожил

    На форуме с:
    16 авг 2017
    Сообщения:
    4.302
    Нагрузку - да, форму не нужно. Там всего 15 человек в классе.
     
    Lёka и Анаконда нравится это.
  13. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    А "воспитывать" - кому осталось?
     
    Lёka и Капелька нравится это.
  14. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Как родители могут регулировать - количество уроков в неделю, в день? как? Есть базовый ур - например - среднее звено - 32 + 3 часа в неделю. №2 часа - это 32 урока в неделю. При 5-тидневке это - 3 дня по 6 уроков и 2 дня по 7 уроков. Без учёта кружков.
    Старшее звено - 39 + 3 часа в неделю. Это - 3 дня по 6 уроков и 3 дня по 7 уроков. Это минимум.
    Дальше - нагрузка кружками, УПК и т.д.
    Откуда регулировка родителями количествами уроков в день?!
    Базовое расписание сотавляется на полгода, утверждается школой, УНО и СЭС. Никто его менять не будет.
     
    Lёka нравится это.
  15. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Стоимость обучения в индивидуальном плане?
    Ну в лес мы тоже ходили.. И коллекции всякой фигни тоже делали.
    Музыка - до 5 - го класса. Побренчали, постучали, посвистели и всё на этом. 1 раз в неделю.

    "Есть такие, где обучение предлагается в трёх вариантах: класс, малочисленная группа и индивидуально. Нагрузку регулируют родители ( количество уроков в день, часов в неделю, итп)." - частные школы? Аккредитация у них есть?

    Из Москвы - сюда детей привозят на обучение в начальную школу. А потмо - обратно, в среднее звено.
     
    Lёka нравится это.
  16. Капелька

    Капелька Старожил

    На форуме с:
    16 авг 2017
    Сообщения:
    4.302
    Этого я не писала, про уроки)) про нагрузку - да, можно загрузить еще, а можно не загрузить) ну и выбрать чем грузить. и получается типа интерната - утром сдал в 8, в 18 забрал..
     
    Lёka и Анаконда нравится это.
  17. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Выбрать чем грузить - да, можно. Максимальная нагрузка на ребёнка по факультативам в среднем звене - 2 часа в неделю. Больше - запрещается..
    Ну в современной ситуации, когда родители работают по 10 часов в день - это даже хорошо. Ребёнок под присмотром практически целый день.
     
    Lёka нравится это.
  18. Капелька

    Капелька Старожил

    На форуме с:
    16 авг 2017
    Сообщения:
    4.302
    Там еще и школа искусств. Три направления = хореография музыка и изо. и это тоже как уроки, дается по выпуску диплом и право работать в этой сфере. Потому нагрузка по вокалу например - три раза в неделю по три урока. так же оценки и домашние задания.
     
    Lёka и Анаконда нравится это.
  19. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Ага.. понятно.. Это уже профильная школа. (025)
     
    Lёka и Капелька нравится это.
  20. Капелька

    Капелька Старожил

    На форуме с:
    16 авг 2017
    Сообщения:
    4.302
    я ее и выбрала больше не потому, что украинский лицей, а потому что дети до вечера заняты серьезными делами)) И не нужно мне возить по всему городу ребенка для этого.
     
    Lёka и Анаконда нравится это.
  21. Адриана

    Адриана Старожил

    На форуме с:
    5 ноя 2018
    Сообщения:
    1.245
    Чтоб ты написала?
     
    Lёka нравится это.