Введение Приднестровская Молдавская Республика – новейшее государство на Европейском континенте, образованное 2 сентября 1990 года. Провозглашение независимости Приднестровья последовало в силу произошедшего ряда принципиально важных событий. 23 июня 1990 года Верховный Совет ССР Молдова принял решения, прекратившие существование Молдавской ССР, частью которой до этого периода являлось Приднестровье. Этими решениями стали Декларация о суверенитете ССР Молдова и Постановление о признании создания МССР незаконным. Данные акты вернули ситуацию к состоянию 1940 года, когда территории Приднестровья и Бессарабии были разными государственными субъектами. После юридического исчезновения МССР Молдова и Приднестровье определяли свое будущее самостоятельно на основе универсального принципа права народа на самоопределение. Провозгласив независимость, Республика Молдова сравнительно скоро была признана международным сообществом. Приднестровью в международном признании было отказано, несмотря на то, что курс на независимость республики был объявлен во исполнение прошедших на ее территории референдумов. Тем не менее, за 28 лет Приднестровье, опираясь на волю его жителей, сформировало полноценную государственно-правовую систему, отвечающую основным принципам демократии, в том числе принципу разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Эта система основана на демократических принципах волеизъявления народа, обладает абсолютной внутренней легитимностью и гарантирует фактический суверенитет Приднестровского государства, непосредственным носителем которого являются его граждане. Несмотря на международную непризнанность, Приднестровское государство на протяжении ряда лет демонстрирует способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. За время существования Приднестровской Молдавской Республики родилось и выросло молодое поколение граждан – приднестровцев, которые формируют новую общность, именуемую приднестровским народом. Экономика Приднестровской Молдавской Республики проявила способность к сохранению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных против Приднестровской Молдавской Республики, при этом на протяжении длительного периода сохраняя социально ориентированный вектор развития. Вместе с тем, на сегодняшний день, в силу объективных причин, остаются нерешенными ряд проблем и задач в экономической, финансовой, социальной сферах, сфере здравоохранения, образования, обороноспособности и других значимых сферах государственного регулирования, которые представляется необходимым разрешить для обеспечения дальнейшего развития Приднестровской Молдавской Республики. Настоящая Стратегия развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019 – 2026 годы (далее по тексту – Стратегия) призвана консолидировать действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и приоритетов Приднестровской Молдавской Республики, что приведёт к формированию благоприятных условий для развития государства, обеспечению роста благосостояния граждан и противодействию негативным тенденциям. Главной целью и принципами развития Приднестровского государства остаются политическая стабильность, экономическая самодостаточность и социальная справедливость, сформированные на чёткой и ясно выраженной идеологии Приднестровской Молдавской Республики, представляющей собой совокупность следующих базовых элементов: 1) укрепление независимости Приднестровской Молдавской Республики с ориентиром на обретение международного признания и реализацию итогов референдума 2006 года; 2) продолжение формирования общности «Приднестровский народ», включающей в себя представителей различных народностей, этнических групп и основанной на сохранении и развитии языков, культур, обычаев и традиций; 3) построение социально ориентированного государства с рыночной формой экономики. Стратегия является основным документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и приоритеты Приднестровской Молдавской Республики, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на развитие страны на долгосрочную перспективу. 1. Текущая ситуация, риски и вызовы 1.1. Политические условия Начиная с 1990 года, в границах бывшей союзной МССР были сформированы и устойчиво функционируют два различных конституционных пространства Молдовы и Приднестровья. В рамках этих двух пространств созданы противоположные политические, законодательные, финансово-экономические, судебные, образовательные, ценностно-идеологические, культурно-лингвистические, силовые и другие системы государственного функционирования. В 2002 году Приднестровье стало субъектом международных отношений через многосторонний механизм переговорного процесса по урегулированию конфликта в рамках формата «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», все участники которого согласились со статусом Приднестровской Молдавской Республики как равноправной стороны международного диалога. Сегодня международные участники негласно соглашаются с объективным фактом существования Молдовы и Приднестровья в качестве независимых субъектов. Вместе с тем, мировое сообщество не желает учитывать очевидные правовые аргументы и отказывается от международного признания независимости Приднестровской Молдавской Республики, руководствуясь исключительно политической конъюнктурой. Вследствие неурегулированности взаимоотношений Приднестровья и Республики Молдова вокруг Приднестровской Молдавской Республики сформирована зона региональной нестабильности, дополняющаяся системным давлением на внешнеэкономическую деятельность. В этих постоянно меняющихся условиях Приднестровская Молдавская Республика вынуждена непрерывно адаптироваться под крайне неустойчивую внешнюю среду и находить оптимальные формы взаимодействия с внешними партнёрами. В настоящий момент в Приднестровье сложилась благоприятная ситуация, характеризующаяся наличием взаимопонимания между всеми ветвями и органами власти. Обладая крайне ограниченными возможностями и ресурсами, Приднестровское государство посредством длительного и кропотливого диалога должно достигать тех компромиссов, которые позволили бы смягчить болезненные решения внешних игроков по отношению к республике. Учитывая вышеизложенное, ключевым фактором обеспечения государственности и независимости Приднестровской Молдавской Республики, устойчивости политической системы государства должно стать формирование внутренних условий политической стабильности и общественной консолидации. 1.2. Экономические условия Динамика экономического развития Приднестровской Молдавской Республики во многом зависит от влияния внешних геополитических факторов, прежде всего фактора международной непризнанности. Сложившаяся отраслевая структура экономики определяет её гипероткрытость и зависимость от конъюнктуры мировых и региональных товарных рынков. Данные обстоятельства предъявляют повышенные требования к реализуемой на государственном уровне макроэкономической политике, при проведении которой необходимо учитывать прогнозируемые внешние и внутренние риски. Структурные диспропорции, накопленные в экономике и вылившиеся в полномасштабный кризис 2015-2016 годов, затронувший как реальный, так и финансовый сектора, а также социальную сферу, обусловили необходимость изменения подходов во взаимодействии органов государственной власти и субъектов предпринимательства, формирование новой парадигмы развития институциональной среды. Исходя из возможных тенденций, учитывая наличие в республике достаточно развитого индустриального комплекса, необходимо, с одной стороны, обеспечить сохранение сложившихся экономических связей, с другой, наращивать экспортные возможности за счет активного продвижения на мировые рынки приднестровской продукции, а также предпринять комплекс мер по привлечению масштабных инвестиционных вложений в основной капитал, что позволит не только сохранить, но модернизировать и приумножить промышленный потенциал республики. Приднестровье имеет собственную сырьевую базу для строительства: цемент, кирпич, известь, бетон, песок, известняк, гравий, произведенные в республике. Богатые плодородные земли и климатические условия благоприятствуют развитию сельского хозяйства, особенно в таких отраслях, как садоводство, овощеводство и виноградарство. В целом сельское хозяйство республики обладает колоссальным потенциалом, в том числе с учетом потребностей нынешнего внутреннего рынка продовольственных товаров собственного производства. В аграрном секторе ввиду роста в последние годы производства отдельных культур и получения хороших показателей в растениеводческой отрасли по обеспечению основными продуктами питания собственного производства имеется значительный потенциал и перспективы для внутреннего замещения. В то же время республика традиционно отличается обширной структурой промышленного производства: электроэнергетика, черная металлургия, химическая промышленность, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая промышленность (швейная, обувная, текстильная), пищевая промышленность, мукомольная, зерновая. Таким образом, с учетом потенциала сельскохозяйственных угодий, природно-климатических условий и объёмов внутреннего рынка республики одним из инструментов защиты от блокадных мер экономического характера должны стать меры активного импортозамещения, основанные на развитии необходимых для продовольственной безопасности приоритетных отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Соответственно, главной целью экономической стратегии всех органов государственной власти и управления должно стать стремление обеспечить в максимально возможной степени экономическую самодостаточность Приднестровской Молдавской Республики в среднесрочной перспективе. 1.3. Социальные условия Одной из важнейших задач Приднестровской Молдавской Республики как социально ориентированного государства является обеспечение социальной защищенности и повышение уровня и качества жизни граждан, в особенности тех групп населения, которые в силу возраста, состояния здоровья или других жизненных обстоятельств не в состоянии сами обеспечить себе достойные условия жизни и нуждаются в поддержке государства. Эффективная социальная политика, которая направлена на повышение благосостояния и качества жизни населения и гарантирует социальную защищенность граждан, невозможна без устойчивого экономического роста, выступающего материальной основой решения всех основных социальных задач. Обеспечение поэтапного увеличения реальных доходов всех категорий населения есть базовое условие для улучшения качества и продолжительности жизни человека и также является стратегической целью всей социально-экономической политики государства. Вместе с тем на текущий момент отдельные элементы социальной сферы жизнедеятельности республики функционируют во многом по инерционному сценарию, в условиях хронического бюджетного недофинансирования, что может привести к снижению трудовой мотивации, замедлению роста квалификации кадров социальных отраслей и соответствующему общему ухудшению качества социально значимых услуг, предоставляемых государством всему населению. Основными целями социальной политики должны стать такие направления, как повышение качества жизни граждан за счет обеспечения продовольственной безопасности, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, доступности спортивных сооружений, создания рабочих мест, а также путём создания благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, достойного пенсионного обеспечения, что является основой для обеспечения социальной справедливости в Приднестровской Молдавской Республике. 2. Политическая стабильность 2.1. Политическая система и развитие гражданского общества Стабильность политической системы Приднестровья, ее гибкость и соответствие передовым стандартам демократии имеет принципиальное значение для восприятия Приднестровской Молдавской Республики в качестве современного и полноправного участника международного общения. Наряду с этим следует отметить, что в Приднестровье на сегодняшний день в этой области в полной мере сформирована необходимая законодательная база, наработан обширный практический опыт функционирования различных компонентов политической системы. В республике успешно функционируют институты гражданского общества, представленные обширным числом некоммерческих общественных организаций (далее – НКО). Значительная часть НКО Приднестровья на протяжении многих лет успешно взаимодействует с органами государственной власти по различным направлениям. В данном контексте в течение периода реализации настоящей Стратегии представляется необходимым сосредоточить усилия на развитии уже имеющихся институтов политической системы и практик взаимодействия с гражданским обществом. 1. Принципиальной задачей видится системное повышение открытости и качества освещения в средствах массовой информации политических процессов. Наличие исчерпывающей и доступной для широкой аудитории информации о функционировании политических институтов Приднестровья формирует представление о Приднестровской Молдавской Республике как о современной транспарентной демократии. 2. В рамках реализации Стратегии необходимо сосредоточиться на выстраивании последовательного диалога органов власти с некоммерческими организациями республики на позициях равноправного сотрудничества. 3. Стратегически важной задачей является полномасштабная реализация законодательства об основах общественного (народного) контроля с постепенным расширением категорий участников такого контроля. Завершение формирования института общественных и гражданских инициатив послужит стимулом для населения принимать активное и непосредственное участие в общественной жизни государства. 4. Необходимо выработать механизмы прямого консультативного и дискуссионного взаимодействия между органами государственной власти, а также политическими институтами и общественными объединениями. Наличие таких механизмов позволяет дебюрократизировать контакты негосударственных институтов с органами власти, гарантирует возможность активной общественности формировать и адресовать запросы напрямую органам власти в ходе регулярных дискуссионных мероприятий. Данная практика позволит формировать имидж государственной власти как открытой и подотчетной гражданам системы, что также соответствует мировым стандартам в этой области. 5. Важным является повышение престижа общественной деятельности и гражданской активности среди молодежи. Такой подход позволит сформировать у молодых граждан Приднестровской Молдавской Республики понимание возможности напрямую влиять на развитие своего государства через инициативу и деятельное участие в гражданских объединениях. Вместе с реализацией вышеназванной задачи это приведет к более активной, целенаправленной и результативной артикуляции гражданами своих интересов, подтвердит открытость государственной системы по мнению граждан. Целесообразным в период реализации Стратегии является содействие на государственном уровне развитию волонтерского движения, в том числе единичных инициатив, призванных привлечь внимание к конкретным проблемам. Поощрение такого рода акций, а также их широкое освещение в средствах массовой информации будут содействовать привлечению внимания к актуальным проблемным аспектам, включению их в перечень первоочередных задач как государственной политики, так и незамедлительных действий профильных органов власти на местах. 2.2. Международное позиционирование Приднестровской Молдавской Республики Ввиду неурегулированного конфликта с Республикой Молдова средства массовой информации зарубежных стран на протяжении многих лет создавали отрицательный образ Приднестровья путем тиражирования недостоверных сведений и пропагандистских мифов. Таким образом, нивелирование первопричин формирования негативных черт имиджа Приднестровья прямо обусловлено успешностью урегулирования конфликта с Республикой Молдова. В основе достижения ощутимых результатов в данной работе лежат следующие принципиальные элементы: а) стабильное функционирование международного переговорного формата «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» в формате «5+2», а также последовательный диалог на уровне представителей по политическим вопросам и профильных экспертов сторон; б) поддержание контактов руководителей Приднестровья и Республики Молдова в формате «1+1»; в) разрешение за столом переговоров практических социально-гуманитарных вопросов в интересах граждан по всему спектру вопросов, влияющих на их благосостояние. При этом важнейшей составляющей работы по урегулированию отношений с Республикой Молдова является донесение до аудитории зарубежных стран информации о неотъемлемом праве Приднестровской Молдавской Республики на независимость, поскольку данный курс определен на референдумах народом Приднестровья. Наряду с этим международное позиционирование Приднестровья напрямую зависит от характера и уровня развития внешнеполитических контактов республики. В отношениях с Российской Федерацией принципиально значимым представляется дальнейшее укрепление и расширение спектра политико-дипломатических контактов, сотрудничество в области миротворчества и безопасности, развитие торгово-экономических связей и увеличение взаимного товарооборота, наращивание культурно-гуманитарных связей и взаимодействия по линии общественных институтов. Приоритетом сотрудничества с Украиной остается выстраивание добрососедства, поддержание и наращивание торгово-экономических отношений, взаимодействие в области миротворчества, продолжение политико-дипломатических контактов как со страной-гарантом молдо-приднестровского урегулирования, а также сохранение культурно-гуманитарных связей, основанных на общности истории. Ключевым содержанием отношений с Республикой Молдова является достижение договоренностей по актуальным экономическим и социально-гуманитарным аспектам, а также обеспечение гарантий исполнения данных договоренностей. Стратегической задачей в этом направлении является построение равноправных добрососедских межгосударственных отношений с Республикой Молдова. В области внешнеэкономических связей актуальной задачей является осуществление сбалансированной торговли с Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом, а также привлечение иностранных инвестиций. В связи с тем, что имидж государства по большей части формировали посторонние акторы, враждебно настроенные по отношению к Приднестровской Молдавской Республике, образ Приднестровья внешней аудиторией зачастую оценивается как резко или умеренно негативный. Подобная ситуация также связана с информационным вакуумом вокруг республики, возникшим из-за отсутствия целенаправленной информационно-имиджевой политики государства. Наиболее значимыми проблемными аспектами в сложившемся имидже Приднестровской Молдавской Республики можно считать: а) ассоциирование с вооруженным конфликтом; б) восприятие Приднестровья в качестве «застывшей во времени» территории, пережитка СССР; в) ассоциирование внешней аудиторией Приднестровья с очагом нестабильности и напряженности в Восточной Европе; г) широко распространенное представление об отсутствии в Приднестровье правовых и административных механизмов обеспечения правопорядка и защиты прав человека; д) недостаток объективной информации и сохранение мифа о Приднестровье как о «серой зоне». Сохранение в образе Приднестровья такого рода негативных черт создает серьезные препятствия для развития республики, в частности, ограничивает инвестиционный, туристический потенциал, а также сокращает возможности политической коммуникации с внешними акторами. Таким образом, с формированием позитивного образа Приднестровья на внешнеполитической арене напрямую связано повышение конкурентоспособности страны, что говорит о необходимости реализации комплексной государственной политики в области международного позиционирования. При этом имиджевая стратегия Приднестровья должна выстраиваться в двух направлениях: преодоление негативных недостоверных мифов и формирование позитивных образов. В числе системообразующих элементов государственной политики в области международного позиционирования следует зафиксировать: а) возникновение де-факто общности «Приднестровский народ», состоящей из множества наций и народностей, с закреплением на государственном уровне функционирования трех официальных языков; б) самоидентификацию Приднестровской Молдавской Республики в качестве стабильного, внутренне монолитного, независимого государства, приверженного принципам демократии и защиты прав человека, стремящегося к широкому международному признанию; в) широкое распространение информации о Приднестровье как инвестиционно и туристически привлекательной стране с поликультурным обществом; г) создание новых и продвижение уже существующих национальных брендов в экономике, социальной сфере, культуре и истории; д) обеспечение максимальной доступности информации о деятельности органов государственной власти, в том числе по обеспечению прав человека; е) государственную поддержку культурной дипломатии и контактов с зарубежными странами по линии различных направлений искусства; ж) развитие потенциала публичной дипломатии, институциональное закрепление и практическое внедрение инструментов «мягкой силы» на государственном уровне; з) создание системных механизмов работы с соотечественниками, проживающими за рубежом. Данные элементы государственной политики в области международного позиционирования Приднестровской Молдавской Республики должны быть закреплены в государственных программах на кратко- и среднесрочную перспективу. Ну и так далее http://president.gospmr.org/pravovy...-moldavskoy-respubliki-na-2019-2026-godi.html