Сад Расходящихся Тропок или ни дня без Борхеса

Тема в разделе 'Хобби', создана пользователем Тасманский, 4 дек 2020.

  1. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    Каждый день я открываю томик Борхеса на любой странице и ухожу в него с головой. Такое вот фанатичное литературное у меня гадание.
    [​IMG]
     
    Капелька, Vladm и Сергей@ нравится это.
  2.  


  3. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    Шекспир – пользуюсь его собственной метафорой – умещал события многих лет в один поворот клепсидры. Джойс примирительным жестом останавливает бег времени и растягивает день человека на семьсот многословных страниц. В сказках Туркестана время, в отличие от шекспировского, не летит, но и, в отличие от джойсовского, не ползет: это неощутимое, невесомое, не давящее на жизнь время, которое не знаешь, чем измерять – годами или сутками, календарями или закатами.

    Гипербола увеличивает, или, напротив, стирает расстояния. В сказке о богатом Атаметое – одной из лучших в сборнике – говорится о двух городах, между которыми лежат сорок дней пути. В одном из них день и ночь плачут от горя, а жители другого, не видя этого, слышат из-за горизонта лишь отзвук плача.

    Эти истории (не хочу называть их небылицами – отвратительным словом, афиширующим моральное превосходство и выдающим стремление поучать, совершенно чуждое волшебной сказке) щедры, как степь. У них широкое сердце. Величие духа здесь естественное, без натуги. В доме героя одной из них, сострадательного и богатого Атаметоя, сорок дверей, и у каждой двери всегда стоит золотая чаша с золотыми монетами для нищих. Дочь персидского царя в той же сказке, так прекрасна, что тело ее отбрасывает не тень, а свет («Lux est umbra Dei», сказал мистик и с удовольствием напомнил сэр Томас Браун). Чудесное и обыденное переплетаются, и очевидно, что для рассказчика нет такой иерархии, которая бы их непримиримо разделяла или разносила по разным клеткам. Существуют ангелы, и существуют деревья: и те, и другие – реальность. Магия – образец причинности, одно из ее проявлений. Чтобы убить человека на расстоянии, пользуются стрелами, а можно вылепить из глины чучело и утыкать его иглами, чтобы добиться смерти оригинала. Мы, потерявшие веру в колдовство и, даже допуская его, претендующие, будто умеем безошибочно отделять сверхъестественное воздействие от естественных последствий, обусловленных известными нам законами, утверждаем, что кудесники заблуждаются, что никакой связи между порчей нашего подобия и нами самими нет, и тем не менее впадаем в тоску, стоит кому-то прибавить к нашему имени оскорбительную кличку. Мы-то, понятное дело, говорим о законах природы, а всякий читавший Эдварда Карпентера или Эрнста Маха знает, что подобные законы не имеют ничего общего с полезными условностями, и мы вовсе не навязываем их миру. Но первобытный человек не верит ни в эти предустановленные законы, ни в чудо – некое благодетельное нарушение, придающее им пристойный вид. Он безотчетно верит в причинность, не деля ее на магию и здравый смысл.

    Истолковывая мексиканскую мифологию, Теодор Вильгельм Данцель идет еще дальше: по его мнению, первобытные люди не разделяют субъект и объект. У их мира не два, а десять тысяч лиц, но эти лица не распределены по классам. Жизнь первобытных людей безгранична, как сон. Они – хозяева мира, который бывает прекрасен, поскольку желаемая вещь как бы достигается сама собою, а бывает страшен, поскольку простое предчувствие беды способно ее навлечь. Отдаваясь чувствам, мы живем ровно так же. Их жизнь соседствует с мифом, сновидением, землей возможного. Я для того и льну к этим сказкам: чтобы ощутить себя чужим собственной жизни, чтобы от нее оторваться, чтобы играть в ностальгию по ней.

    (с) Хорхе Луис Борхес «Тюркские сказки»
     
    Капелька и Сергей@ нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    Есть на этих страницах и великаны, обычные обитатели волшебных сказок: согласно другим волшебным сказкам, именуемым психоанализом, их источник – воспоминания детства и разница в росте взрослых и ребенка.

    (с) Хорхе Луис Борхес «Тюркские сказки»
     
  5. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    Исламу тоже известны ангелы. Мусульман Каира едва видно из-за ангелов, реальный мир, в котором они живут, почти поглощен ангельским миром, поскольку, согласно Эдварду Уильяму Лейну, каждый последователь пророка получает двух ангелов-хранителей, или пять, или шестьдесят, или сто шестьдесят.

    Трактат «О небесной иерархии», приписываемый обращенному в христианство греку Дионисию и созданный примерно в V веке нашей эры, представляет собой самый точный реестр чинов ангельских и различает, например, херувимов и серафимов, считая, что первые полным и наиболее совершенным образом видят Бога, а последние – восторженные и трепещущие, наподобие возносящегося пламени – вечно стремятся к Нему. Тысяча двести лет спустя Александр Поуп, архетип поэта-ученого, помнил об этом различии, когда писал свою известную строку:

    As rapt seraph, that adores and burns.
    (Как серафим, горя, боготворящий.)

    Интеллектуалы-теологи не ограничиваются ангелами, а пытаются постичь мир сновидений и крыл. Это не простая затея, поскольку ангелов следует рассматривать как существа высшие по сравнению с человеком, но, разумеется, низшие по сравнению с божеством. В трудах Роте, немецкого теолога-идеалиста, можно найти многочисленные примеры подобных диалектических колебаний. Его список свойств ангелов достоин размышления. Среди них сила разума, свобода воли, бестелесность (однако в сочетании со способностью на время обретать тело), внепространственность (ангел не занимает пространства и не может быть его узником); существование, имеющее начало, не имеющее конца; ангелы незримы и даже неизменны – свойство, присущее вечности. Что касается характерных черт ангелов, то за ними признают необычайную быстроту, возможность общаться между собой, не прибегая ни к словам, ни к знакам, и совершать вещи удивительные, но не чудесные. Например, они не могут ни создавать что-то из ничего, ни воскрешать мертвых. Как можно понять, мир ангелов, расположенный между людьми и Богом, в высшей степени регламентирован.

    (с) Хорхе Луис Борхес. «История ангелов»
     
    Сергей@ нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    Итак, самая очевидная черта пампы – ее необъятность. Дарвин с этим не соглашался и имел к тому основания. В открытом море (писал он) от человека, находящегося в шести футах над уровнем воды, горизонт расположен на расстоянии всего в две и четыре пятых мили. Ровно так же на равнине: чем она уплощенней, тем ближе горизонт к упомянутым узким рамкам, а это, по дарвиновским понятиям, сводит целиком на нет неохватную величину, которую заранее воображаешь при мысли о равнине («Дневник Натуралиста»). Поневоле вспоминаются убийственные слова Юма об идеализме Беркли: «Не допускает возражений и не внушает доверия».

    Так или иначе, тут задето наше знамя, зеленеющее надеждой знамя пампы, и аргентинцам подобает встать на его защиту. Это уж чересчур: величину пампы оценит любой непредвзятый человек. Дарвин (подозреваю) ошибся в одном: почему-то решил, что видят только глазами. Но ведь воспоминание и мысль умеют видеть не хуже. Восприятие направляется памятью, – доктрина, которую пустили по рукам психологи, но которую за много веков до них развивал Платон. Скажу ясней: наше зрение подправлено и удостоверено всем, что мы уже знаем о размерах пампы. Чистый акт созерцания, их которого исходил Дарвин, – чистейшей воды софистика. Если знаешь, что перед тобою лиги и лиги пути, в считанных двух милях с четырьмя пятыми свободно умещается бесконечность.

    Примем поэтому, что главная черта пампы – ее необъятность. Причем необъятность (без Дарвина мы бы в ней так легко не убедились!), которая не ограничивается видимым. Скорей она похожа на закат солнца, когда дело не просто в красках: нас потрясает ослепительный финал и отмеченный им конец дня – ушедшего, сгоревшего дотла и невозвратимого впредь. Скажу прямо: по-моему, чтобы выразить пампу, нужна музыка, слово, а не живопись.

    (с) Хорхе Луис Борхес «Пампа»


    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    #ниднябезборхеса #борхес #колридж #сны

    Я упомянул об ослепительных колриджевских озарениях. В основном они касаются эстетических тем. Но вот одно, относящееся к материям сновидческим. Колридж (в подготовительных записях к устному выступлению в начале 1818 года) отмечает, что чудовищные образы наших кошмаров – вовсе не причина ужаса, который мы испытываем, а простое его изложение и следствие. Скажем, во сне мы чувствуем какое-то неудобство и подыскиваем ему оправдание, воображая сфинкса, опершегося лапами на грудь. Не ужас вызывается сфинксом, а сфинкс – неудобством.

    (с) Хорхе Луис Борхес «Два жизнеописания Колриджа»


    [​IMG]
     
    Капелька нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    #ниднябезборхеса #борхес

    Итак, Духа. Здесь близки мы к разгадке тайны. Не абсолютным божеством, а лишь третьей ипостасью божества внушена была Библия. Представление это общепринято. Бэкон писал в 1625 году: «Повествуя о радости Соломона, перо Духа Святого не так замедляло свой бег, как при описании скорби Иова». Ему вторит его современник Джон Донн: «Дух Святой наделен даром красноречия, даром могучим и щедрым, но сколь далек он от пустословия, от словесной нищеты и избыточности».

    Дать определение Духу невозможно, как невозможно отмахнуться от пугающей природы триединства, частью которого он является. Мирянам-католикам она видится неким триединым телом, в равной мере вызывающим восхищение и скуку; прогрессистам – никчемным цербером теологизма, предрассудком, который помогут изжить успехи цивилизации. Истинная сущность Троицы неизмеримо сложнее. Если зримо представить себе сведенных воедино Отца, Сына и нечто бесплотное, то перед нами предстанет монстр, порожденный больным сознанием, жуткий гибрид, сродни чудовищам ночных кошмаров. Пожалуй, это так, но зададимся вопросом, не производит ли жуткого впечатления все то, что недоступно нашему пониманию. Эта общая закономерность выступает еще рельефнее благодаря непостижимости самого явления.

    (с) Хорхе Луис Борхес «Оправдание Каббалы»
     
  9. Капелька

    Капелька Старожил

    На форуме с:
    16 авг 2017
    Сообщения:
    4.463
    Почему тебе это нравится?
     
  10. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    У меня с Борхесом давно сложились очень теплые отношения. Он в свое время оставил огромный след в моем восприятии мира, открыл для меня новый культурный пласт не только литературы. Тепло и свет разливаются по телу, как только я вспоминаю моменты знакомства с ним и прикосновения и углубления в его творчество. Конечно, на его месте вполне могли оказаться Басё, Кортасар или Томас Манн. Не могу сказать, что я их не люблю, но Борхес в этом срезе занимает особое место в моей жизни.
     
    Капелька и Сергей@ нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Тасманский

    Тасманский Автор

    На форуме с:
    31 авг 2013
    Сообщения:
    6.977
    Я, после того, как написал предыдущий комментарий, нашел эти бумаги, которые храню, как зеницу ока.
    [​IMG]
    Гёте. Не меньше, чем Гёте. (h)(h)(h)
     
    Капелька нравится это.