Когда мне случается читать лекции для родителей, меня довольно часто спрашивают: а вот скажите, вы ведь уже давно работаете на одном и том же месте — дети за эти годы изменились? Я, конечно, что-то отвечаю. Но при этом сама понимаю ограниченность своего ответа. Ведь ко мне (психологу) в поликлинику всегда приходил и приходит весьма специфический контингент семей. Как же я могу судить обо всех? Но вопрос-то на самом деле интересный. А у кого спросить? И вот, представьте, мне выдалась возможность. Учительница начальных классов, которая проработала в обычной средней школе ровно 40 лет. Пришла к своим первым ученикам после педагогического училища, в 21 год. Сейчас ей шестьдесят один. Работала за это время всего в двух школах. Сначала на северной окраине Ленинграда, потом переехала на южную окраину и стало очень уж тяжело добираться к месту работы. И вот теперь уже шестнадцать лет работает здесь, в школе, недалеко от моей поликлиники. Награждена медалью, автор трех учебных пособий. При этом настоящее свое имя почтенная дама просила не называть, согласна называться Марьей Петровной. Так и назовем. С некоторыми бывшими учениками Марья Петровна поддерживает отношения четверть века и больше. Выучила уже пятнадцать детей своих бывших учеников. Многие бывшие «северные» ученики сетуют: уж очень далеко возить, а то бы мы непременно… Сейчас Марья Петровна в некотором смысле на распутье. Весной выпустила очередной четвертый класс. Устала, хочется не тотального даже отдыха на пенсии, но более спокойной работы. Но сможет ли без детей? А если брать новый класс, то их же потом никак не бросишь! Отдать другому учителю — так это в какие еще руки попадут, видела Марья Петровна разное… Значит еще четыре года как минимум… Может, хватит уже, уйти? И как не спросить у такого человека, который сорок лет подряд каждый день наблюдает совершенно взрослеющих у него глазах детей! Изменились дети или нет? И если изменились, то как? И я спросила. Результатами делюсь с вами, уважаемые читатели. Признаюсь сразу: диктофона у меня не было. Кое-что я записывала по ходу дела, конечно. Кое-что восстановила по памяти и записала сразу после интервью. Еще что-то подправила сама Марья Петровна, после того как я показала ей свой текст. КМ: Так изменились дети за эти сорок лет или нет? МП: Безусловно изменились. Точнее даже так — менялись не раз. КМ: А вот эти «разы» можете приблизительно назвать? МП: Точно не скажу. Но, помню, вначале дети были такие спокойные, ласковые, все висли на мне. Балбесистые немного, это да. И родителям многим было как-то до учебы все равно, и самим детям. Хотя были и такие принципиальные отличники, прилежные, устремленные. Эти и сейчас есть, кстати, никуда не делись. Но им всем хотелось нравиться, дружить. Это вот прямо цель такая у них была — мой лучший друг, моя лучшая подруга. И коллектив, стоять друг за друга — это тоже важно было. Еще мы соревнования октябрятских звездочек устраивали, они, помню, очень откликались… Потом, когда перестройка началась, дети стали тревожные. Это от родителей шло, конечно. У нас же обычная школа была, многие родители работу потеряли, зарплату не платили, мы знали это все. В магазинах ничего нет, что завтра будет — непонятно, дети это все чувствовали. Семьи распадались. Появились злые дети, озлобленные. Даже маленькие совсем. Я иногда прямо не знала, как к ним подход найти. Где уж там — «”жи-ши” пиши с буквой “и”»! Иногда помогало просто обнять их, к себе прижать. Держишь его и прямо чувствуешь, как он успокаивается, оттаивает. А назавтра снова — пришел из дома и колючки торчат. Но иногда они не давались, конечно, и смотрели, как зверьки. Жалко их было… Успеваемость тогда стала совсем неровной. Кто-то прямо с первого класса истово учился, как будто в тетрадке, в учебнике спасается от чего. И тогда вот появились массово маленькие дети, которые не из своих особенностей по здоровью на уроке «отсутствуют» (такие всегда были, и сейчас есть), а из каких-то внешних, семейных или своих личных дел. Но можно и по-другому сказать: дети мои тогда как-то почти разом повзрослели, щенячесть из многих ушла начисто. Помню, мальчик Вася (второй класс) мне как-то сказал: «Марья Петровна, а вы когда приходите, дверь за собой в квартиру хорошо закрываете? Проверяете? Вы проверяйте обязательно! Не дай бог что! Знаете, какой сейчас уровень преступности!» Потом выровнялось все как-то. Семьи приспособились, и дети тоже. Хотя еще помню, как во дворе мои дети на продленке «в маньяка» играли. Это тогда, в 90-е, — ни до, ни после такого не видела. Телевизор, конечно, ну и взрослые за детей боялись — накручивали их. Что еще? После, пожалуй, уже каких-то таких скачков не было — постепенно менялось все. Дети перестают себя чувствовать. Есть только сильные чувства: хочу — не хочу, буду — не буду, люблю — ненавижу. При этом знают они намного больше КМ: Что именно менялось? Как? Можно ли выделить какие-то тенденции? МП: Я с конца начну, мне так проще. Сейчас есть матери, просто зацикленные на своих детях. Когда я начинала работать, таких не было вообще. Ни одной не помню. Кто-то больше школой интересуется, кто-то меньше, но у всех — своя жизнь. А у детей — своя. Дружба, вражда, ссоры-примирения, двойки-пятерки, какая-то там общественная жизнь. Детская. А сейчас иногда даже понять нельзя, кто в школу пошел — мать или ребенок. КМ: И как такая позиция матерей, по вашему мнению, отражается на детях? МП: Дети перестают себя чувствовать. Какая-то тонкая настройка у них отключается, что ли. Есть только сильные чувства: хочу — не хочу, буду — не буду, люблю — ненавижу… Раньше дети в школе таких чувств совсем не выражали. Испытывали наверняка, но не решались выносить наружу, школа же, коллектив… Снаружи оставалось что потоньше, этим и обучались оперировать. А у этих вот это, сильное (можно же!), бывает, все остальное начисто забивает. Иногда даже кажется, если не знать: все ли с ним в порядке? КМ: То есть современные дети сильнее и свободнее выражают свои чувства? МП: Что ж, можно и так сказать. КМ: А что насчет знаний? МП: О, современные дети знают намного, намного больше, чем те, с которыми я начинала работать! Иногда они знают больше меня или, во всяком случае, быстрее умеют извлекать нужную им информацию. КМ: А какая информация им нужна? МП: Вот этого-то они еще и не знают, как и те, прежние, сорок лет назад. Хватают что подвернется и громче о себе кричит. Но раньше-то был тоненький ручеек, и черпали из него по чайной ложке. Трудоемкий процесс. А сейчас водопад информации, практически никак не структурированной. Очень, очень важная роль родителей и учителей. Не все это понимают. Некоторые говорят: если вся информация в интернете, то зачем нужен учитель? КМ: А зачем? Научить учеников учиться? Так пишут в педагогических статьях. МП: Глупость какая-то. Зачем оно? Как будто учиться — это какая-то самоцель. КМ: А что тогда цель? И есть ли она вообще? И все-таки — зачем учитель-то? МП: Расставить вешки. Вот здесь — путь. И здесь путь. От этой палочки к этой. А здесь болотина. Что хорошо стало? Раньше был один правильный путь для всех. Кому не подходит — на обочину. А теперь можно из многих дорог выбирать. И учителя, кстати, тоже. Ни один ведь учитель всех-то путей показать не может, каждый из нас по-своему ограниченный человек. КМ: Я, кажется, запуталась. Какие «многие пути» в таблице умножения и «жи-ши пиши с буквой…»? Надо этому детей учить или уже не надо? МП: Конечно, надо. Только это очень быстро можно сделать, если ребенок здоров физически и психически. Четыре года не нужно. КМ: Вот, вот! Именно об этом и говорят апологеты домашнего обучения! Мы быстро научим, а остальное время — кружки, творчество… Как вы к этому относитесь? МП: Никак пока. У меня данных нет. Вот первое такое поколение вырастет, пойдет работать, создаст семьи, родит своих детей, тогда и можно будет судить. Но большинство же пока — в школах. Об этом мне и надо думать. Учитель — это же не только «жи-ши», они же на моих глазах и в моих в том числе руках из детей подростками становятся, хочу я или не хочу, я на них влияю и должна это, если я ответственный человек, как-то рефлектировать. КМ: Так все-таки, современные дети по сравнению с детьми четверть века назад — какие? МП: Разнообразие — такого и близко не было сорок лет назад. Много детей более уверенных в себе, в собственной значимости. Не стесняются проявлять любопытство. Способны на самопрезентацию. Больше знают. Меньше чувствуют других людей, даже близких. Быстрее мыслят. Быстрее схватывают большие массивы впечатлений. Меньше думают о схваченном. Вообще не склонны долго думать об одном и том же. Гораздо менее умелые в смысле ручного творчества и подручного креатива. У меня сохранились поделки моих первых учеников. Никто из моих нынешних такого сделать не может. Спокойнее относятся к потерям. Хорошо переносят разнообразие. Совсем не ценят вещи (кроме, может быть, гаджетов). Мне кажется, родители ошибаются, когда думают, что, отбирая смартфон, отбирают у своих детей «что-то». Кажется, они отбирают уже «кого-то» КМ: Кстати, о гаджетах! Дети и компьютеры... МП: Вы знаете, я хочу ошибаться, но мне кажется, что они с ним дружат — вместо живых людей. Они уже к нему больше приспособлены, чем к реальным Петям и Светам. КМ: К нему? Вы имеете в виду — к своему смартфону? К планшету? МП: Я имею в виду интернет, искусственный интеллект, как это называли во времена нашей с вами молодости. Помните, у некоторых героев в фантастике были такие как бы помощники, с которыми они все время общались? Вот, я про это. Я ведь за детьми наблюдаю, учителя профессионально очень внимательные люди. Мне кажется, родители ошибаются, когда думают, что, отбирая смартфон, отбирают у своих детей «что-то». Кажется, они отбирают уже «кого-то». КМ: Ого! Спасибо, Марья Петровна, мне надо подумать об этом. И большое спасибо вам за ваше мнение и за то, что уделили время. * * * Это, несомненно, лишь одна грань реальности, но мне кажется, уважаемые читатели, что тут всем нам есть над чем подумать. https://snob.ru/selected/entry/127446
Забери у дитя телефон. Посмотри с ним на рыбок, на птичек, Поиграй с ним в футбол: ты и он, И костёр разведи с ним без спичек. http://disput-pmr.ru/threads/Стихи-То-что-иногда-затрагивает.1207/page-56
Вспомнил, что и на это тоже есть пример: "Чужая игра" https://snob.ru/selected/entry/127202). Не все, что нравится/нравилось родителям в детстве, понравится вашему ребенку. Нужно искать точки пересечения, а не навязывать любимый отцом с детства футбол, костер без спичек и рыбок/птичек...
Ага! Планшет и никаких забот! На тебе сыночек денежку, только не мешай! И никакого движения - пожрал, не вставая и лежи дальше с планшетом! Потому что ребенку так нравится! Ребенку много что не нравится...если идти таким путем, то что с него вырастит? В жизни много чего приходится делать, что не нравится, но надо!
Согласен. Даже если ребенку что-то не нравится, его можно увлечь. По моему, детям сейчас не хватает именно внимания со стороны взрослых в плане увлечений. Недавно двум пацанам 11 и 12 лет на примере двух полуразобранных мопедных движков объяснял принцип и разницу работы двухтактного и четырехтактного двигателя. У них на глазах железная конструкция, потребляющая бензин (бОльшими знаниями они не располагали) превращалась в логичный механизм. Видели бы вы их глаза в тот момент!!! Какие там гаджеты!
Вообще интересно конечно, когда маленькие дети резво справляются с планшетом или компьютером. Но в итоге получается, что хорошего в этом мало) Давала всегда крестнице маленькой играть с планшетом. Пару раз показала и все, потом как заходила в дом, сразу же первое слово "Бах" или "Том" и ноет пока не дашь. Как забираешь, она маму за руку и домой)))) А как садится играть, не заберешь, прям проваливается в игру) Если выключаешь и говоришь, что не работает планшет, сломался, сел, она нажимает на кнопочку заветную и включается))) как бы не проведешь...)) Перестала давать, каждый раз говорю, что планшет сломался, не работает и вообще Том уехал))) Смотрю уже не спрашивает))
Интернет - нужен. Доступ к нему - ограничивают. и время сидения в планшете/ноуте/компе - ограничено.. сделал уроки, всё по дому - получи ноут. и всё зависит от возраста ребёнка.. и для чего родители копили этот ноут... 1. Для помощи в учёбе ребёнку 2. Чтоб отвалил и не мешал. Ребёнок в 7 лет играл в ноуте а танки.. 30 мин в день.. при этом - 2 репетитора кроме школы, танцы и карате.. плавание...
у многих компьютер - это лучший из способов занять ребенка, чтобы не мешал. Особенно, когда ребенок маленький, это очень удобно... включил мультики и смотри хоть целый день. А ребенок потом привыкает и уже хочешь отучить, а не получается))
"а дети изменились"?! Нет!!! Они такими и остались!!! нынешние дети, это дети тех детей, что закончили школу 20 лет, и потомки тех, кто закончил школу 40 лет назад! В любом случае - они уже другие!!! У них уже в прошлом эпоха счастливого детства и всеобщего коммунизма...
не все, конечно... Даже бабушки - поколение 50 - 60 -х осваивает тырнет... чтобы присматривать за внуками за компом.. да и сами тоже сидят в тырнете...
Дети другие. У них то, что нам не снилось. Общение ребенок - компьютер вообще отдельная тема. Для развития компьютер незаменим, можно много развивающих программ для ребенка поставить. Но любой хороший инструмент можно неправильно использовать и получится вред вместо пользы.
Ага! А потом рассказывают - "Царь то не настоящий! Путин, оказывается умер еще в 2000, управляют его двойники! Шо не веришь? сам в интернете посмотри!" Открытие! Сколько в интернете ненужного г...дерьма! Горе от ума или Многие знания умножают многие печали!
тырнет - место хранения инфы.. Лично я вот таких бабулек - не встречала... все кого знаю - сидят на - ю - туб, там сериалы без рекламы, сайты по готовке - закатки и вязание с вышиванием.. ещё - сайты типа - огород, дача, фазенда.. это ещё советское поколение.. Те бабушки, у кого есть внуки - школьники .. тоже разбираются в тырнете - и смотрят - где сидит ребёнок ... и давно уже покупают комплект - комп + принтер... Рефераты делают не выходя из дома... Кроме компа с ноутом - в доме отличная библиотека. И изначально дети были приучены читать обычные бумажные книги... включая детские энциклопедии... после - доступ к компу.