Народное творчество или фольклор, представляет собой разновидность коллективного литературного творчества, которое передаётся от человека к человеку в устной форме (из уст в уста). Основными характеристиками народного творчества являются анонимность, коллективность, традиционность, вариативность, синкретизм. Начнём с молдавского фольклора. Знаменитые распространители народного творчества дед Трифан Балтэ, Константин Дарабан, Николай Плешка и др. внесли значительный вклад в пополнение молдавского духовного наследия. Молдавский фольклор делится на две большие группы: ритуальный и неритуальный. Ритуальное народное творчество включает поэтические произведения, используемые в обычаях, связанных с: календарными праздниками (коляды, уратуры, народный театр – «Кэлуцул», «Урсул», «Капра», «Маланка», «Жиений», «Ирозий», «Новэчешть»; песни для хождения со звездой, поздравительные речи при обычае «посевания» и т. д.), семейными обрядами (колыбельные песни; свадебные величальные: конэкэрия, (песня дружек) йертэчуня (песня прощения), песня невесты; причитания), летними обрядами («Папаруда», «Драгайка», «Песня венчания» и т.д.) Неритуальное народное творчество включает в себя несколько жанров и видов: героический эпос («Груя», «Новак», «Бадиу» и др.), балладу («Миорица», «Мастер Маноле», «Илинкуца», «Проданная невеста»), исторические песни; народную лирику (дойны, песни о любви, печальные песни, пастушеские, гайдуцкие, солдатские, танцевальные, застольные, романсы, стригатуры, и рифмованные письма; паремии (пословицы, поговорки), детское народное творчество («Инелуш-Ынвыртекуш», «Мижатка» и др.) легенды («Штефан Великий», «Одокия», «Легенда о мэрцишоре», «Легенда о ласточке»), сказки («Фэт-Фрумос и Иляна Косынзяна», «Сарайман и змей», «Работница и ленивица»), сказки о животных («Волк и лиса», «Почему у медведя нет хвоста»), новеллистические сказки, притчи, байки (цикл рассказов о Пэкалэ и Тындалэ), анекдоты; устные традиции и рассказы.
Пэкалэ и Тындалэ на работе у попа. — Мы, — сказал Тындалэ, — с тобой побратимы, давай наймемся к одному хозяину и будем всегда вместе! — Давай, — ответил Пэкалэ. И нанялись они к попу. Дело было летом, и поп послал Тындалэ на гумно, а Пэкалэ велел корову пасти. Корова у попа была с норовом и пугливая — упаси бог, какая пугливая! Начнет щипать траву да как вдруг рванется и помчится, проклятая, до седьмой межи. Несчастному Пэкалэ пришлось целый день бегать за нею. К вечеру бедняга совсем с ног сбился. Но и для Тындалэ на молотьбе было не легче: весь день без передышки водил он коней по кругу. А поп знай себе погоняет, да так, что у Тындалэ перед глазами все кругами заходило. Вечером, за ужином, встретились они. — Ну, Тындалэ, как тебе работалось на гумне? — спросил Пэкалэ. — Э, какая там работа! Между нами говоря, поп этот в хозяйстве ничего не смыслит! Вот и пришлось мне целый день сидеть сложа руки. Удивляюсь, как все-таки удалось раз-другой пройти с лошадью по кругу. Словом, на молотьбе одно безделье; так и харчей не отработаешь. — А с коровой, брат, и того хуже! — сказал Пэкалэ. — Хоть бери из дому подушку да спи с утра до вечера: корова пасется, а тебе и делать нечего! — Правда? — Точно так! — Пэкалэ, давай тогда сделаем так: я пойду корову пасти, а ты побудешь на гумне. Не все ли равно, где спать? — Хорошо, Тындалэ! Так и сделала. На другой день Пэкалэ чуть с ума не сошел, бегая по кругу за лошадьми, а Тындалэ едва не отдал богу душу, гоняясь за коровой. «Ну и гусь же этот Пэкалэ!» — думал про себя Тындалэ. «Нет, этот Тындалэ невозможен!» — говорил себе Пэкалэ. А вечером, когда увидали друг друга, чуть со смеху не лопнули. Затем подумали и бросили работу у попа. Мол, легкая-то она легкая, только пусть поп сам ее делает.
Пэкалэ и Тындалэ. Нёс однажды Пэкалэ мешок с ореховой скорлупой и кричал : - Хей, вот орехи! А навстречу ему шел Тындалэ, тоже с мешком на спине. В мешке у него была болотная трава, но он кричал: - Хей, вот шёлк! Повстречались они, и Пэкалэ, конечно, заговорил первый: - Слушай, брат, ты не поменяешь свой мешок на мой? Тындалэ подумал, подумал, почесал затылок, решил, что сделка будет неплохой, да и согласился. В минуту они покончили с делом и пошли - один туда, другой сюда. И видели бы вы, как они обрадовались, заглянув в мешки и увидев свою добычу! - Ох, хитер же этот человек! - сказал один. - Ну и гусь этот прохожий! - сказал другой. И вот то ли земля кончилась, то ли еще почему, но, как и следовало, Пэкалэ опять встретился с Тындалэ. - Привет, брат! - кричит Тындалэ.- Скажи, как тебя зовут? Очень уж мы подходим друг к другу! - Меня Пэкалэ зовут,- ответил тот, смеясь,- а тебя как кличут? - Меня Тындалэ. Так они друг друга узнали, подружились и даже побратались.
Что купил Пэкалэ? Какой-то боер послал Пэкалэ телегу купить. Долго пропадал где-то Пэкалэ. И время прошло, и деньги он растратил. Вернулся без телеги, а боер спрашивает его: - Пэкалэ, где телега? - Я её съел, барин. - Слушай, ведь телегу не едят. - Ну, раз не едят, я её выпил. - Нет, Пэкалэ, её и не пьют! - А коли её и есть не едят, и пить не пьют, значит, это была не телега.
Сколько у Пэкалэ было овец? Как-то раз Тындалэ встретил на дороге Пэкалэ с котомкой на палке и спрашивает у него: - Послушай, дружище, куда ты идёшь? - Иду к пастухам, хочу им овец своих на лето, отдать. - А много ли овец у тебя? - Белых ни одной, а чёрных немного меньше.
А теперь вспомним русского Петрушку! К а п р а л. Равняйсь!.. На плечо! П е т р у ш к а. Уж очень станет горячо! К а п р а л. Правое плечо вокруг! П е т р у ш к а. Как хвачу тебя я вдруг! (Бьет Капрала палкой.) К а п р а л. Что ты делаешь, каналья? П е т р у ш к а. Спотыкнулся, ваше сковородне!.. К а п р а л. Слушай команду! Налево кругом марш! Раз, два, три. Раз, два, три. Петрушка идет за Капралом и стукает его палкой, Капрал удаляется. Петрушка – это перчаточная кукла, главный персонаж русских народных театров, фольклорный персонаж, кукла-марионетка, герой литературных пьес. Первая кукла появилась в России в конце XIX века. Внешность куклы не совсем русская. Она очень схожа с внешними данными итальянской куклы Пульчинеллы: большие руки, голова, не в меру увеличенные черты лица, огромные черные глаза и горбатый нос. Так как «Петрушка» пользовался огромной популярностью среди людей разного сословия, самыми востребованными театрами были бродячие, где актеры прямо на улице разыгрывали целые представления. Главным атрибутом таких представлений являлась шарманка, звуки которой привлекали зрителей и обещали им массу впечатлений и эмоций. По окончанию действия народ обычно рукоплескал главному герою - плуту, забияке и мошеннику и просили продлить комическое представление. Настоящие кукольные театры в России появились в 30-х годах. Театр С. Образцова в Москве был самым крупным театром тех лет, он и сейчас остается крупнейшим театром мира. А чтобы сохранить русские традиции уличных представлений художником В. Смирновой и А. Шавель был создан народный театр «Петрушка». В 80-е годы его труппа в одном из подмосковных городов устроила 30-и минутное балаганное представление прямо на улице. В спектакле использовали куклу - точную копию того самого Петрушки, который веселил толпу российских городов 200 лет назад. Сегодня одним из последних петрушечников является А. Архипов, который хранит традиции балаганного представления и раскрывает все секреты народного театра для его маленьких посетителей. В городе Мытищи под Москвой им создан семейный театр «Петрушкина Слобода», который пользуется большим успехом. Уникальная атмосфера, прекрасный интерьер, вкусное угощение и самое главное, незабываемое театральное представление, где главный герой Петрушка расскажет удивительную историю каждому маленькому гостю... -
Народная музыка лечит душу; классическая, а так же медитативная - лечит дух... Послушаем молдавского рапсода Николая Сулака.
Отава-Ё это не народный фольклор, это раскрученная группа под фолк. Вот, посмотрите настоящий народный фолклор, казачья старинная песня "Полно вам, снежочки".
Предлагаю посмотреть и послушать русскую народную песню "Стежки-дорожки", в исполнении фолклорного ансамбля "Губерния" Московской области.