Какой должна стать школа

Тема в разделе 'Образование', создана пользователем ruslan_40, 26 июн 2020.

  1. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    6.010
    Григорий Ревзин

    Та модель школы, которую мы производим, очень не соответствует устройству сегодняшнего мира и, таким образом, мало способствует успешности в этом мире тех, кто ее закончил. Будущие трансформации школы связаны не столько с идеалами, сколько с давлением этого несоответствия

    Я не очень представляю себе, как будет выстроена программа школы будущего. Но никто особенно не представляет, тем более сегодня, после COVID, когда образование совершило вынужденный прыжок в онлайн. Школа — институт консервативный, тут не столько пытаются вырастить людей будущего, сколько воспроизвести нас нынешних, а лучше даже нас в детстве, прошлых. И в принципе с большой долей вероятности школа будущего будет воспроизводить нынешнюю, тем более что мы инвестируем в это много усилий и денег. Уничтожаем возможность альтернативных учебников, вводим начальное религиозное воспитание и начальную военную подготовку, вообще забиваем, так сказать, духовные скрепы.

    Но мне кажется, даже те, кто это делает, понимают, что это имитация деятельности, которая дает возможность освоить некоторые средства, но не позволяет ничего добиться в смысле образования и воспитания. Впрочем, это спорный вопрос и дело в другом.

    В порядке предварительного замечания. Советская школа объединила младшую, среднюю и старшую школы, но это очень разные институции. Никаких резонов в таком объединении, кроме удобства управления, нет. Младшая школа не может находиться вне пешей доступности от дома, средняя предполагает возможность специализации (хотя бы в форме «гуманитарная» и «естественно-научная») и потому не может быть привязана к микрорайону, старшая специализации просто требует и гораздо лучше функционирует по системе интерната. Хорошо бы в будущем им всем разделиться. Сегодняшние школы на две с половиной тысячи учеников плюс детский сад, как это делают в Новой Москве и Подмосковье,— это порождение девелоперской жадности, никакого разумного оправдания, кроме экономии средств в расчете на одного ребенка, им нет. Школы должны стать меньше, младшие — на 300 человек максимум, старшие, выстроенные по кампусному принципу, могут быть любыми, и только нынешние средние, от 400 до 1000 человек, возможно, соответствуют разумному оптимуму.

    Все мои дальнейшие соображения не касаются младшей школы.

    Проблематика школы будущего создается тем, что идеальный выпускник школы — это больше не будущий рабочий завода. Нам досталась в наследство индустриальная школа, а требуется постиндустриальная. Отсюда множество следствий.

    Школа воспроизводит два вида социальной связанности. Вертикальную, когда ученик научается подчиняться, и горизонтальную, когда он научается благодаря тому, что живет среди людей. И то и другое — необходимый социальный навык. Но что является в существующей школе главным — не вопрос. Подчинение рождается из базового устройства школы, из классно-урочной системы.

    Учитель во главе класса, система рассадки, отсчитанная от него, за 10–12 лет кого хочешь приучит к идее иерархии. Подчинение, а не вовлечение, урок, а не перемена, все вместе, а не каждый как хочет, будущий ответственный гражданин, а не будущий свободный человек, путевка в жизнь, а не сама жизнь. Ученик усваивает это за время обучения на уровне рефлекса. Все рациональное, все позитивные навыки, все знания неразрывно связаны с иерархией и подчинением, свобода, отношения, удовольствия, желание — это нечто второстепенное, неофициальное, неучтенное.

    В этом был смысл, настолько банальный теперь, что не стоит на нем особенно останавливаться. Вопрос в том, насколько человек, отождествляющий навыки сознательного с государством, а навыки свободы с неосознанным и неучтенным, может быть успешным в современном мире. Конкурентные преимущества, которые давала такая структура личности в индустриальном и в особенности идеологическом обществе масс — для будущего успеха на производстве, в армии, в государстве, в корпорации,— сегодня утрачены. Навыки же горизонтальной социализации, напротив, крайне востребованы.

    За 10–12 лет пребывания в одном классе человек бессознательно усваивает, что его социум дан ему свыше, государством. Не то чтобы переход из класса в класс по параллели, из одной школы в другую был невозможен, но это воспринимается скорее как сбой системы, и ребенок, поменявший несколько школ, считается проблемным. Так формируются сильные социальные связи и выученный рисунок поведения — отличник всю жизнь стремится быть отличником, троечник быстро смиряется со своей судьбой, популярность и затравленность закрепляются как минимум на весь школьный срок. Сегодняшний мир требует совсем иных поведенческих качеств — толерантности, способности входить в разные социумы, способности ценить слабые связи, умения играть разные роли. Все это дает как раз горизонтальная социализация.

    Сегодня знания выпускника школы плохо описываются словом «набор». Набрать и закончить набирать — эта стратегия успешна для рабочего, который, получив базовые знания, дальше не учится, а специализируется через опыт. И проигрышна для человека постиндустриального общества с необходимостью меняться самому и менять социумы в течение всей жизни. Ему требуется не законченный набор, но умение набирать дальше — навыки навигации, оценки и верификации знаний и образовательных институций. Если человек меняет по три-пять профессий в течение жизни, он должен не столько что-то выучить, сколько уметь учиться. Но это означает, что под вопрос ставится корпус дисциплин и часов, выделенных на их выучивание,— то, что и является институциализацией «набора знаний».

    Если у всех один набор знаний (а также один возраст, один рисунок поведения), это означает, что люди учатся быть одинаковыми. Для индустриального производства это очень важный навык, они потом всю жизнь его укрепляют и воспроизводят. Но для постиндустриального социума это путь в неудачники — это общество обмена, а одинаковым людям нечем меняться. Социальным клеем общества одинаковых людей является солидарность, в постиндустриальном ее заменяет толерантность, выучиться которой человеку ничуть не легче. Людей нужно выучить быть вместе, сохраняя различия. Класс — это не только порождение института набора знаний, это социальная институция. И она совершенно не годится для сегодняшних задач.

    Отсюда под вопросом оказывается краеугольный кирпич нынешней школы — класс. Если вы учитесь учиться, если в идеале у каждого — своя программа, если обучение в существенной части происходит в сети, то в таком случае учитель в большей степени превращается в наставника, в наблюдателя за вашим самостоятельным образованием, а не дрессировщика для сдачи тестов. Это сложная деятельность, она требует много времени и квалификации, и количество учеников у одного наставника не может быть слишком большим — три-пять, как происходило в монастырях, примерно пять, как считали братья Стругацкие. Класс у вас строится не из парт, а из рабочих мест ученика, и они вовсе не должны ориентироваться на стол учителя, как утята на зад утки-матери. Если целью является воспитание учеников быть разными, но при этом составлять социум, то в таком случае рабочие места соединены в коворкинг. Я думаю, что школа будущего будет состоять из коворкингов примерно настолько же, насколько современная состоит из неспециализированных классов.

    Нет никакого смысла в том, чтобы одни и те же предметы в одном и том же объеме в одно и то же время проходить целыми классами — седьмой «А», седьмой «Б», седьмой «В». Это не образовательный процесс, а воспитательный: назови молярную массу воды перед лицом своих товарищей. Если вы не учитесь в перспективе того, что завтра война и завтра в поход, этот навык низачем не нужен. Классно-урочное изучение предметов поменяется на лекционно-семинарскую систему, то есть на систему аудиторий, лабораторий и кабинетов преподавателей. Аудитория работает на параллель — лекция для всех учеников уровня седьмого класса. Лаборатория работает на малую семинарскую группу до 15 человек. Кабинет преподавателя — это классическая приемная, включающая его рабочее место и места для посетителей до семи человек. Это более или менее стандартная среда высшего образования — она должна спуститься в школу.

    В сегодняшней школе «школа целиком» предъявляется или в актовом зале, или на торжественном построении-линейке. Это соответствует государственному представлению об обществе, где социум целиком должен являться на параде или торжественном заседании, то есть ценность имеет только упорядоченный социум. Это находится в полном противоречии с сегодняшними реалиями. Человек, воспринявший такую модель поведения, будет теряться в современном городе, обретая спокойствие только в казарме или на зоне. Вряд ли такой рисунок поведения может быть успешным.

    В школе будущего местом, где школа предъявлена целиком, становится центральный атриум. В него собираются несколько пространств — входной вестибюль, коридоры для перемен, иногда столовая, буфеты, библиотека открытого доступа, зимний сад. По сути, это программа городской площади — и именно она учит человека быть горожанином. На ней должны быть места для индивидуального пребывания, как в кафе на площади, когда ты занимаешься своим делом (своим ноутбуком), но при этом видишь, как живет город вокруг тебя. В идеале у каждого ученика в школе должно быть два места — одно в коворкинге, второе в атриуме, и он должен сам выбирать, где и чем заниматься.

    Механизмом социализации в индустриальном обществе является солидарность, в постиндустриальном — обмен. В школе денежный обмен репрессирован, но это не значит, что обмена не существует вообще: люди меняются впечатлениями, эмоциями, образами, идеями, модами, увлечениями — и эти «трансакции» учат обмену как таковому. При этом существует инструмент интенсификации этого обмена — театр, и я думаю, что школьный театр должен возродиться в школе будущего и играть там куда большую роль, чем сегодня. Вокруг театра обретут содержание несколько лишенные его сейчас уроки труда, искусства, музыки. Кроме того, театр должен быть моделью «городского» пространства атриума, и школьный амфитеатр (не сценическую часть) правильно с этим атриумом соединять.

    В сегодняшней школе спорт связан с нормативами готовности к обороне, а генетическое сходство институтов советской армии и пенитенциарной системы делает физкультуру одним из самых действенных и унизительных инструментов обучения подчинению в школе. Глубокую ненависть к своему учителю физкультуры я сохранил на всю жизнь, а отношению к самому предмету пришлось потом переучиваться: идея, что заниматься спортом можно только из страха наказания и унижения, так же успешна для современного общества, как идея, что настоящее наступление возможно только при содействии заградотрядов, подгоняющих своих в спину. В принципе, я думаю, что школьный спорт тоже должен быть элементом театра, и зрительно я бы соединял его с тем же атриумом — ну, скажем, через стеклянную стену. Или хотя бы через трансляции командных соревнований на экране. Чем больше событий происходит на городской площади, тем интереснее город. Чем больше событий происходит в школьном атриуме, тем интереснее учиться.

    Таким образом, морфология школы полностью меняется. Она состоит из коворкингов, аудиторий для лекций, лабораторий, кабинетов преподавателей, школьного театра и его мастерских, и все это организовано вокруг центрального атриума-площади, на которой можно поесть, поработать, пообщаться и, в общем, делать что угодно. Моделью индустриальной школы является завод с цехами-классами, где заготовку — ученика — посредством многочисленных однотипных операций затачивают под изделие — совершеннолетнего гражданина, готового к труду и обороне. Моделью постиндустриальной школы является город — разнообразный, несколько непредсказуемый и хаотичный и именно этим интересный. Нет уверенности, что человек, выучившейся в такой школе, будет подготовлен к теперешней жизни независимо от того, что будет в программе. Но есть надежда.

    https://www.kommersant.ru/doc/4389972
     
  2.  


  3. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Физрук его обидел - всё, всё построено неправильно!

    Чел до сих пор не в курсе, что начальная школа - отдельный корпус от среднего и старшего звена, при школах есть мастерские. и т.д.

    Школа должна быть не в шаговой доступности? Нормы СЭС пусть почитает.

    В школу на год работать автора сего опуса... Там и театр драмы и комедии и физ - ра во всех позициях. А сходит пару раз с участковым по притонам - и социализируется заодно.
     
    коммерсант и VIGO нравится это.
  4. коммерсант

    коммерсант Старожил

    На форуме с:
    6 сен 2013
    Сообщения:
    5.511
    Школа вообще застряла в прошлом веке...
    Я бы домашние задания исключил навсегда.
    Школа для учебы, дом для воспитания.
    Оценки учителям за то, как научили, родителям за то, как воспитали... Никаких оценок ученикам..
    Есть хорошая поговорка:
    Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!
    Мы хотим, чтобы дети не матерились, не курили, не распивали по углам. Вынесли какой-то багаж знаний?
    Но это невозможно без смены существующей "системы" ценностей, в которой мы живем.
    Больше виноваты сами люди. Говорят, 1% несогласных может изменить ситуацию.
     
    Elga и VIGO нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    6.010
    Вы просто живете в прошлом веке, да еще и в резервации - поэтому вам просто физически не понять автора: все равно что дикарям рассказывать про ядерную физику. Проблема в том, что дикарей почти не осталось, прогресс не остановить. Но осознать эту проблему можно только взглянув со со стороны, дикарям же - все норм: есть программа, часы, ставка, категория, нормы СЭС (и само СЭС) и пр.
     
  6. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    Автор таки оторван. То, что он описывает уже во многом реализовано, но в ЧАСТНЫХ школах. Там всё это оплачивают родители и меценаты.
    Перенести это на массовую бесплатную государственную школу - это фантастика в нынешних реалиях. Про категории детей из семей соцминуса (а в отдельных регионах/школах их очень много) он как-то не задумался.
     
    Elga и Анаконда нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    6.010
    В каких школах Тирасполя их очень много?
     
  8. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    а почему вас только тирасполь интересует?
    вы берете статью из российского журнала, но натягивать почему-то надо только на тирасполь.
    я не уезжаю сейчас в рф, потому что образование хорошего уровня сейчас здесь обойдется проще и дешевле.
    автор мог зайти в москве в школу-интернат "интеллектуал" или школу неформального образования "апельсин" (остальные не привожу, потому как лично общаться не доводилось). вот там всё, что он хочет. но это не массовая и не государственная и не бесплатная школа.
    а растянуть то, что он хочет на всю территорию рф.... а за чей счет?
     
    Last edited: 26 июн 2020
    Elga и Vladm нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    6.010
    Он ничего не хочет. Он говорит, что старая школа (в т.ч. и РФ) - обречена. Жалко только тех, кто сейчас в ней получает образование - искалеченные судьбы на будущие десятилетия.
    Я не считаю, что школьное образование должно быть бесплатным. То, что дается бесплатно - обычно не ценят и оно редко когда бывает высококачественным.
    Тем более, что сейчас, в связи с пандемией, можно легко пересмотреть систему образования (было бы желание). А сделать это в ПМР значительно проще, чем в РФ, в т.ч. и из-за количества школ.
     
  10. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    кто в это будет вкладывать деньги? вот у нас в пмр кому это может быть выгодно?
    у нас сейчас нет ни одной частной школы даже для детей холдинга и тех, кто мог бы себе это позволить. и сколько ни спрашиваю - ни у кого в ближайших планах это не будет реализовано. поэтому, кому не нравится - делает сам.
    говорить и делать - это немножко разное. школу свою чего открыть не хочет? показал бы всем, как надо. обкатал бы, а потом масштабировал
     
    Vladm нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    6.010
    Если школьное образование станет платным?
    Делает - репетиторы (в т.ч. на удаленке), домашнее обучение и пр. Но стальные-то - обречены.
     
  12. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    Вы прямо сами себе ответили. Они обречены при платном образовании и имеют хоть какие-то шансы при бесплатном устаревшем
     
    terra и Vladm нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    6.010
    при бесплатном устаревшем - шансов нет. Только при платном (или платная частная школа или деньги на дообразование) - появляются шансы.
     
  14. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    не все идут до 11 класса. многие сейчас уходят в колледжи и тд. получает рабочую специальность. и уже с ней имееют шанс найти оплачиваемую работу и потом уже определяться, куда двигать дальше и сколько вкладывать.
     
  15. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    6.010
    Да, не все. В мое время после 8-го класса уходили 50-70% в училища, а оставшиеся шли в 9-10-ый класс. Сейчас 90% идут в 10-11 классы.
     
  16. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    Раньше в моем окружении было большинство тех, кто шел в 11 класс и дальше в ВУЗ и не один + куча доп курсов.
    Сейчас имею возможность общаться не со столичными учащимися элитных учебных заведений, а с детьми попроще. Кто в школу почти не ходит, учится на вечернем или заочном. Есть те, кто с 6 класса занят в семейном деле, связанным с сельским хозяйством или катается со старшими родственниками на сезонные работы. Есть и те, кто уже работает по трудовой, а ребята постарше катаются на заработки в страны подальше. Для меня лично - очень интересный опыт (разрыв шаблона). И у них есть цель прихода в школу и знают, что им необходимо дополнительно (не амбициозные родители, а сам ученик). В бытовом плане они к жизни приспособлены больше, чем заорганизованные и вечно занятые ребята из гимназий (всё же это некоторый зоосад, который от реальной жизни ограждает).
     
    Lasika, Vladm, Адриана и ещё 1-му нравится это.
  17. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    У нас есть те, кто могли бы платить. Но тем не менее, уже много лет ни одной частной школы (почему? ведь есть ЦА)

    Сколько по вашему должен обходиться месяц учебы в подобной школе в нашем регионе при местном уровне зарплат? Наполняемость классов? и зп педсостава и из чего будет формироваться?
     
    Vladm нравится это.
  18. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Куда нам до цивилизованных заумствований, от которых даже на бумаге нету толку.
    Весь этот феерический бред - от непонимания работы системы.
    Нормы СЭС - это чтоб цивилизованные папуасы могли учиться в нормальных условиях.
    Программа - систематизация обучения.
    Часы - норма отработки за которую платят зарплату.
    А чтоб автор сего опуса совсем удивился - всё это уже давно есть. Например в Германии.
    И да - образование у нас - дикарей намного качественнего вашего цивилизованного. Наши троечники - у вас отличники. До уровня дикарей - вам ещё учиться... Исключение для профильных гимназий.
     
    VIGO и Vladm нравится это.
  19. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Да. Автор живёт в своём мире. Его в школе обидел физрук. Сии опусы хороши на бумаге.. писанина чисто для своего развлечения.

    Автор не понимает, что бытие определяет сознание. Пока не перестроят общественный строй на востребование вот таких людей как он хочет, то ничего не изменить.
    А воттакие, оторванные от реальной жизни - очень удивляются потом почему никому не нужны - театралы, поэты и т.д. и т.п. А рабочие профессии - ныне не в почёте.
     
    VIGO и Vladm нравится это.
  20. Анаконда

    Анаконда Старожил

    На форуме с:
    25 сен 2013
    Сообщения:
    12.821
    Потому что - дорого, проверки, аттестация и т.д. .
    В Тирасполе была частная гимназия "Аэлита".
     
  21. пряник

    пряник Старожил

    На форуме с:
    3 сен 2013
    Сообщения:
    2.614
    про неё все в курсе, но она была вечность назад и о качестве получаемых в ней знаний тоже ведутся споры. это уже неактуальный пример.
     
    Vladm нравится это.