В лес, во двор, в интернет

Тема в разделе 'Образование', создана пользователем ruslan_40, 21 авг 2018.

  1. TopicStarter Overlay
    ruslan_40

    ruslan_40 Старожил

    На форуме с:
    10 мар 2017
    Сообщения:
    5.653
    Ну вот, выросло и стало рожать детей первое поколение людей, которые всю свою сознательную жизнь так или иначе взаимодействуют с компьютерами и интернетом.

    Теперь о теме «воспитание детей и интернет» наконец-то можно поговорить серьезно — без визга, кликушества и придыханий.

    Что он такое в мире современного ребенка? Для чего нужен и какое место занимает? Характеристики и функции этого места абсолютно уникальны или уже были (или есть) какие-то аналоги?

    Для начала — есть связанные с темой «дети и интернет» соображения и страхи, которые мне много лет едва ли не каждый день озвучивают родители и которые я здесь перечислю, несмотря на то что они всем известны:

    — современные дети с очень раннего возраста, лет приблизительно с пяти, а то и раньше, могут всем, даже самым интересным, игрушкам предпочитать гаджеты с играми;

    — гаджет последней модели является обычной мечтой ребенка или подростка;

    — родителям кажется, что многие дети и подростки могут проводить в интернете неограниченное количество времени. Если их оттуда не «вытаскивать», то они забудут про сон, еду, прогулки и, уж конечно, про приготовление уроков;

    — из интернета дети могут узнать и «забрать себе» всякую ужасную и вредную для них информацию, научиться там чему-то плохому;

    — если ребенка или, особенно, подростка не пускать в интернет, он делается вялым или, наоборот, агрессивным;

    — для того, чтобы туда все-таки попасть, он будет идти на самые невероятные ухищрения: лгать, манипулировать, шантажировать, иногда даже драться;

    — в интернете ребенку в любом возрасте легко познакомиться с темой секса, причем в ее самой примитивной, вульгарной форме;

    — в интернете ребенка (и особенно подростка) подстерегает опасность встретиться с «плохими людьми», попасть в лапы чего-то криминального, находящегося за гранью закона.

    Приблизительно такой список. Может быть, я что-то забыла, но основное, кажется, перечислила.

    Теперь хотелось бы отметить тренд. Когда-то все эти жалобы появились (я тогда уже работала психологом и этот момент застала прямо на рабочем месте), потом стали, сначала медленно, а в какое-то время лавинообразно, нарастать, достигли пика. Сейчас пик уже явно пройден. Тема постепенно теряет остроту, напряженность, часто упоминается «заодно» с другими проблемами: «…ну и еще она постоянно сидит в своем смартфоне, с подружками переписывается», «…и компьютерные игры, конечно, как у них у всех… как сядет, так не отогнать. Отец у нас тоже играет, но он хоть меру знает», «…и постоянно ноет, что у других детей телефоны лучше…»

    Или тема вообще не упоминается: да, разумеется, наш ребенок каждый день играет, общается и получает информацию в интернете. Все так делают (и мы, родители, тоже), и что ж тут такого? А проблема у нас вот в чем…

    Это угасание экзальтированности дает мне, как специалисту, надежду. Значит, настало время поговорить и, главное, подумать на эту тему предметно.

    Давайте попробуем?

    Прочитайте, пожалуйста, еще раз (если вам до тридцати лет, дайте прочитать кому-нибудь из старшего поколения) пункты-«проблемы» выше и подумайте (спросите): все это не напоминает ли вам что-нибудь из жизни прошлых, доинтернетных, поколений детей?

    Ответ, если думать непредвзято, напрашивается сам собой: ну, разумеется, напоминает. И что же?

    В первую очередь, конечно, двор. Двор — в самом широком смысле. Именно во двор сбегали в детстве мои ровесники.

    — Опять убежал во двор! — жаловались их родители. — Не поел толком, обязанности по дому не выполнены, уроки не сделаны…

    «Гоняет во дворе мяч, нет чтобы сел, книжку почитал», «Нахватал двоек, пока не исправит, я его к приятелям во двор не пускала, так он как бешеный сделался, чуть ли не с кулаками на меня полез…», «Что ему там, во дворе, медом намазано? Бессмысленное какое-то времяпрепровождение. Сидят на скамейке, мячиком стучат, ножички кидают… Никакого развития! А он — прибежал из школы, портфель швырнул и сразу туда! И до поздней ночи!», «Где он всей этой гадости нахватался? Да во дворе, конечно! Вы что, не знаете, какие туда ребята ходят? Да и взрослые совсем бывают…»

    Ну признайте, что все жалобы практически «один в один»!

    Мир, в который сбегают. Предыдущий виток спирали развития.

    А были и еще? Да наверняка, просто мы о них меньше помним и хуже осведомлены. Например, в классической русской и английской литературе не раз упоминаются «книжные» юноши и девушки, которые убегали от реальности и фактически росли не в окружающем их мире, а в мире «французских романов». И, скорее всего, явление действительно имело место.

    Есть ли кардинальные отличия миров «двора» и «интернета»? На мой взгляд, есть. Главное из них: в мире «двора» практически не было взрослых. В интернете они есть. Причем вовсе не в «разных местах». В какие-нибудь «танки» вполне могут на равных и одновременно играть девятилетний мальчик и сорокапятилетний мужик из разных уголков планеты. Согласитесь, что этот же мужик, вышедший поиграть во двор в «классики» или в «ножички» во времена моего детства, был бы встречен нами, детьми, по меньшей мере, с недоумением. А тут — все нормально.

    Я полагаю, что именно эта характеристика нового интернетного мира — одновременное в нем пребывание детей и взрослых — дает современным родителям особые возможности.

    Чтобы пояснить, давайте используем еще одну метафору — лес (в конце концов, это первое по времени, задолго до «французских романов», место, в которое «сбегали»).

    Вот ребенок живет в каком-то городке или поселке. За его недалекой окраиной — лес. Лес манит. Он интересен, привлекателен и опасен. Разумеется, наш ребенок, подрастая, будет как-то этот лес познавать.

    Есть три, способа, которыми это может произойти.

    Способ первый.

    С самого раннего детства нашего ребенка водит туда родитель (родители). Сначала за ручку, потом они идут рядом. Взрослый показывает сыну или дочери лесные диковинки, рассказывает, как называются травки и птички. Учит читать следы, отличать ядовитые растения от неядовитых, поганки от съедобных грибов, безобидного ужа от опасной гадюки. Объясняет, как тут все живут, показывает — чрезвычайно важно! — как живет в лесу и что там делает он сам, родитель. Вот собираем ягоды, грибы. Кусты не рвем, грибницу не рушим. К муравейникам бережно, костры тушим тщательно, особенно в сухую пору. Вот мостик через ручей сломался, сейчас принесем пару досок, поправим… Дети — имитаторы. Ребенок, узнает, учится, растет, постепенно начинает ходить в лес и один, и с друзьями, но все заложенное родителем никуда не девается, лежит в основе его постепенно вырабатывающейся индивидуальной стратегии лесной жизни.

    Способ второй.

    В семье лесом пугают. Говорят, что вот правильный мир — это дом, семья, огород и пыльные (или чистенькие) улицы родного поселка. В лесу все самое плохое: леший закрутит, русалка в омут утянет, баба-яга и вовсе поджарит и съест. Не ходите, дети, в лес. Естественно, при такой постановке вопроса лес обретает для ребенка просто сказочную привлекательность. Он то и дело пробирается туда сам, тайком, без карты и проводника. Ожидая всяких кромешных ужасов и прелестей, не менее кромешных. Обычные птички и цветочки привлекают его весьма умеренно (к тому же он не знает их названий, секретов и привычек, и некому ему рассказать, а без этого оно и вправду не особо интересно). Он, сознательно или подсознательно, ищет избушку бабы-яги. И, скорее всего, в конце концов найдет, ибо сказано: ищущий — обрящет.

    Способ третий.

    В семье не пугают лесом и не водят туда. Тема вообще особо не обсуждается. Однако самого леса за околицей это, разумеется, не отменяет. Подрастая, наш ребенок, конечно, обсуждает лес с друзьями. У них есть свои легенды, страшилки. Они совершают в лес совместные, сначала осторожные, вылазки. Сперва, как умеют, познают окраины. Потом предпринимают тщательно (на детский, разумеется, лад) подготовленные экспедиции вглубь. Делятся полученной информацией, как-то переработанной их еще незрелыми мозгами. Разрушают «на пробу» муравейники. Однажды забывают затушить костер, и сгорает кусок леса и целое поле до оврага. В другой раз нашли патроны, кидали их в костер, и один из мальчишек остался без глаза. Постепенно в голове нашего ребенка и его сверстников складывается образ «леса»: что в нем можно найти и как им пользоваться.

    Вы еще помните, что «лес» в нашем обсуждении — метафора?

    Так вот, уважаемые читатели-родители из «интернетного» поколения, вам выбирать, по какому из трех вышеперечисленных способов будет происходить освоение просторов интернета вашими маленькими детьми. С самим интернетом (лесом), разумеется, все в порядке. Он с нетерпением ждет новых, недавно родившихся пришельцев.

    Но способ? Первый, второй или третий? Вам решать.

    Катерина Мурашова
    https://snob.ru/entry/164650
     
    VIGO и dock нравится это.
  2.