Психологический детектив о несовершеннолетней содержанке. — Моя дочь фактически бросила школу и ведет беспорядочную половую жизнь. Женщина смотрела на меня, строго поджав губы и даже слегка осуждающе, как будто в происходящем была часть моей вины. — Сколько лет вашей дочери? — спросила я. — Пятнадцать. Для бросания школы и многочисленных половых связей действительно рановато. Но, может, все не так страшно? Девочка влюбилась один раз, потом другой, подзапустила учебу, а мать просто лезет на стенку? — Расскажите подробнее. — Инга учится в лицее. Мы с трудом туда попали. У Инги проблемы со зрением, она ходила в соответствующий садик, но с детства была смышленая и настырная и хотела в обычную школу. Мы тоже хотели — чтобы было нормальное образование. В лицее сомневались, но поговорили с ней и все-таки взяли. И всегда было хорошее к ней отношение, и она сама хорошо училась. А теперь мне сказали: не хочет учиться — забирайте документы, у нас такое учебное заведение, где учатся только те, кому это надо. Мы никого не заставляем и заставлять не собираемся. Есть желающие на ваше место. — Прогуливает? — Да, бывает что и прогуливает. Но в основном совершенно перестала заниматься дома. Раньше она, что называется, «сидела за уроками», ей не то чтобы легко все давалось. А теперь этого совсем нет, она так прямо и говорит: «Мне это не нужно». Ну и результаты, конечно, соответствующие — две неаттестации за четверть. А у них в этом году экзамены, учителя нервничают, конечно, и хотят от нее вовремя избавиться — дескать, идите туда, где программа попроще. Можно подумать, она там станет учиться. — Ага. А что с «беспорядочной половой жизнью»? — Это вообще ужас. Она встречается с мужчинами. — Именно с мужчинами, не с юношами-сверстниками? — Да! Юноши, один или два, были в самом начале. Я ее тогда спрашивала: ты влюбилась? Она усмехнулась так неприятно и ответила: что ж, можно и так сказать. А потом… — женщину видимо передернуло. — Что потом? — Она мне, конечно, абсолютно ничего не рассказывает. Но я видела, они ее иногда прямо к дому на машинах подвозят. Ну и в телефон ее я пару раз заглядывала… — Если это взрослые мужчины, а Инге пятнадцать, то это вообще-то тема из уголовного законодательства. — Да, я ей сразу именно об этом и сказала. А она мне: только попробуй, я немедленно поднимусь по лестнице (у нас 18-этажный дом, мы живем на шестом этаже) и выброшусь из окна. Поверь, для меня это будет нетрудно. — Может быть, ее шантажируют? — Увы, скорее я поверю в то, что это она шантажирует. Причем не только меня. У меня есть основания полагать, что эти мужчины платят ей деньги. — Какие основания? — Дорогая косметика, что-то из одежды и украшений. Еще я сказала ей, что не буду оплачивать ее курсы, если она не начнет снова нормально учиться в школе. И перестала давать ей деньги. Но потом я звонила преподавательнице — Инга все оплатила сама и продолжает заниматься. Откуда взяла? — Инга занимается на курсах? Чем занимается? — Японским языком и игрой на флейте и укулеле. — Ничего себе. То есть интерес к обучению у нее пропал выборочно? Но это же хороший признак. — Ну как сказать. Она, кстати, недавно еще на одни курсы записалась, — усмехнулась женщина. — Я видела квитанцию у нее в телефоне. — Ну вот видите… — с воодушевлением начала я. — На курсы эротического массажа, — продолжила мать Инги, и я осеклась. — На самом деле массажу она и раньше училась. В общем, если называть вещи своими именами, то моя дочь — проститутка. У нее даже есть кличка, я это видела опять же в сообщениях — кажется, Астериск. — Но это же вроде герой комиксов и фильмов? — удивилась я. — И он — мужчина. — Да какая разница, — женщина устало махнула рукой. — Я совершенно запуталась и не понимаю, что мне делать. Мы с мужем давно в разводе, но тут я с ним связалась, мы поговорили, на удивление нормально, потом он поговорил с ней и тоже руками развел. Она ему сказала буквально следующее: «Папа, спасибо за заботу, но поздняк метаться, поезд давно ушел, все это давно не твое дело, если хочешь дополнительно поучаствовать в моем воспитании, дай мне денег». — Инга придет ко мне на прием? — Не знаю, но я попробую ее уговорить. * * * Контрастное впечатление. Черты лица неправильные — большой рот, большие глаза, низковатый лоб и маленький подбородок. Но при всем этом какое-то лягушачье, немного трагическое обаяние. Субъективное ощущение предельной внутренней, почти до мурашек концентрации и одновременно — плавающий, безразличный, почти расфокусированный взгляд огромных глаз. В какой-то момент мне показалось, что девушка, возможно, под действием какого-то наркотика, но потом я отмела эту мысль и больше к ней не возвращалась. — Инга, тебе пятнадцать лет. — Через месяц будет шестнадцать. — Хорошо. Что ты собираешься делать дальше со своей жизнью? — Я стану дорогой экзотической содержанкой и буду копить деньги. Потом, когда уже не смогу работать или денег станет достаточно, куплю себе домик с камином и маленьким палисадником и буду там летом разводить цветы и наслаждаться их ароматом, а зимой просто сидеть у огня, слушать музыку и гладить кошку. — Вполне законченный план. Но не кажется ли тебе, что ты несколько рано приступила к его исполнению? Может быть, сначала хотя бы закончить школу? Получить специальность? Вполне может быть, что в процессе этого твои планы поменяются или как-то откорректируются… — А зачем тянуть? Времени для такой деятельности у меня не так уж много. Гимнастки и балерины начинают гораздо раньше. Закончить школу? Кто-то будет беседовать со мной о галогенах, интегралах и проблематике прозы Пушкина? Что ж, если это вдруг понадобится, я всегда смогу быстренько наверстать. Но, кажется, от меня, как от содержанки, в основном нужно будет все-таки другое. — Что же? Секс? — Не только. Большинство людей сегодня очень одиноки и одновременно все время на виду друг у друга. Это очень выматывает. Им некогда по-настоящему интересоваться друг другом, ублажать друг друга. А я буду и интересоваться, и ублажать. Я научусь очень хорошо это делать. Просто великолепно, профессионально. Я уже учусь. На разных тренажерах, с разных сторон. Судя по всему, у меня кое-что уже получается. — Интересоваться и ублажать — за деньги? — Да, разумеется. Это очень дорогая услуга. — Ты не боишься? Ведь есть всякие инфекции, да и люди бывают очень разные. — Немного боюсь. И стараюсь быть очень внимательной к деталям. А в дальнейшем — я же вам сказала — я не собираюсь быть проституткой, это для меня невозможно. Я буду дорогой содержанкой, там риски намного меньше. Я на самом деле могла бы начать уже и сейчас, но, во-первых, я считаю свое обучение незаконченным и, значит, мне надо быть свободной, а во-вторых, надо дождаться совершеннолетия, тогда все будет юридически проще. Самое странное, что она меня совершенно не эпатировала. Скорее, я была для нее очередным тренажером, и она в разговоре со мной просто вслух «обкатывала» свои идеи. Уже «на выходе» я спросила ее: — Почему Астерикс, мужчина? Инга обернулась, придерживаясь за притолоку. Все тот же «плавающий» равнодушный взгляд: — Астериск. Надстрочный знак в виде звездочки. Обозначает сноску или примечание. Был введен во втором веке до нашей эры в текстах Александрийской библиотеки античным филологом Аристофаном Византийским для обозначения неясностей. * * * Мать Инги заглянула ко мне на следующий день. — У нее есть план, — сказала я. — А у меня плана нет, — ответила мать. — Инга что-то сказала вам о нашей встрече? — Да. Она сказала, что напрасно потеряла время и не услышала ничего для себя интересного. — Мне жаль. — А мне-то как жаль — вы себе даже не представляете. Молодая женщина без ребенка, с ярким макияжем и какими-то немного детскими кудряшками. На шее — кокетливый шарфик в горошек. Очень нервничает. — Я к вам по поводу Инги. Дело было недавно, плюс неудачи в среднем помнятся ярче удач. Я вспомнила. Первая, вполне себе диковатая мысль: это жена одного из Ингиных клиентов. Все здорово, только в детскую поликлинику-то она зачем? — Я вас слушаю. — Я даже толком не знаю, зачем я пришла. Все равно вы ничего тут не сможете… — Кто вы? — Я учительница Инги. — Классная руководительница? Или вы преподаете на каких-то курсах, которые она посещает? (В мыслях я, разумеется, уже склонялась ко второму варианту.) — Нет, я учительница начальных классов. Инга у меня училась. — Почему вы сейчас принимаете участие в ее судьбе? Вы по-прежнему общаетесь? — Да. Я понимаю, что это прозвучит странно от учительницы, но в какой-то степени мы с Ингой дружим… дружили. Да уж, действительно странно. Такого мне, пожалуй, никогда в жизни еще не встречалось. Но потом я соотнесла не слишком-то приятную взрослость Инги и явную детскость сидящей передо мной женщины с кудряшками и подумала: а почему бы и нет? — Тогда рассказывайте с самого начала. — Это был мой первый класс, я только что закончила педагогическое училище. Нас учили: надо видеть особенности детей, и я была готова видеть и учитывать — энтузиазм, понимаете? — Да, понимаю вполне. — Инга выделялась. Она была в сильных очках, двигалась не так беспорядочно, как все дети. Я свой класс сразу полюбила, и, скажу без лишней скромности, они меня тоже. Висли на мне, визжали от радости, когда меня видели, даже признавались в любви. Инга ничего этого не делала, она всегда была несколько в стороне. Меня это, возможно, даже несколько задевало, и тогда решила уделить ей особое педагогическое внимание. И знаете что обнаружила? — Что же? — спросила я, ожидая уже любых сюрпризов. — Что мы с ней внутренне очень похожи. «А мне так кажется, что редко встретишь столь разных девушек», — подумала я, но вслух, естественно, ничего не сказала и продолжала слушать. — Она общалась со мной вполне уважительно, но вместе с тем как с равным ей человеком. Мы разговаривали о том о сем, и мне было интересно. Иногда она ждала меня после уроков и мы шли вместе домой, благо мы живем в одном квартале, часто по дороге заходили в магазины, в кафе — сравнивали вкус пончиков в разных заведениях, она помогала мне выбирать косметику, парфюм, шарфики (я их очень люблю). Со второго класса она помогала мне проверять тетради других детей, потом научилась даже заполнять некоторые документы — вы, наверное, слышали когда-нибудь, как душат рядовых учителей бумажной работой, а ей это даже нравилось, и у нее тогда был очень хороший, какой-то взрослый почерк. «Обалдеть! — подумала я. — Интересно, как ко всему этому относилась мать Инги? Или она работала и ни о чем не знала? Сейчас девочка не производит впечатления особо разговорчивой, и вряд ли она была болтушкой в начальной школе». — В третьем классе Инга перестала носить очки. Надевала их только на уроке. — Ей сделали операцию на глазах? — Нет. Она мне объяснила: я и так-то на лягушку похожа, а если еще в этих уродских очках — только людей пугать… Буду учиться так ходить, что-то ведь я вижу. И, как ни странно, она научилась. — Зрение, — сказала я. — Да, — кивнула учительница. — Она уже в первом классе знала, что когда-нибудь ослепнет. Подслушала разговоры матери и врачей. — Черт. Но почему мать мне ничего не сказала?! — Я объясню. Я, конечно, говорила с ней, когда узнала сама. Меня тогда трясло. Она сказала: «Это ваша ученица, а для меня она дочь, единственный ребенок. Понимаете, как трясло меня?» Ей окончательно сказали, когда Инге было три года. Она спросила: когда? Ей сказали: как пойдет. Она спросила: а как мне с ней жить каждый день, зная это? Профессор, который много лет занимается такими детьми, сказал: «Очень просто, милочка, и вы сами только что сказали как. Каждый день. День за днем. Просто живем, а не ожидаем конца света. Решаем те проблемы, которые стоят здесь и сейчас. Погулять. Вылечить насморк. Заплести косички. Отругать за пролитый на кофту суп. Прочитать сказку про Буратино. Вот сейчас ей, возможно, уже надо позаниматься с логопедом — много букв не выговаривает». По ее словам, совет этот очень помог. Каждый день. День за днем. Решаем проблемы по мере их поступления. Со временем она научилась и почти не думала. — Думала сама девочка. И взрослела непропорционально возрасту. — Совершенно верно. — Когда Инга закончила начальную школу, вы общались? — Да, она регулярно заходила ко мне в класс, с удовольствием возилась с малышами — они же очень тактильные. Очень изредка мы гуляли вместе. С каждым годом это было все реже. Я понимала, хотя — вы удивитесь, наверное, — иногда мне ее не хватало. Она пришла ко мне около года назад, возможно, чуть больше. Сказала: я прошу несколько часов вашего времени, это много, я понимаю, но нужен взрослый человек, и мне больше некого попросить. Вам надо будет звонить по телефону, я скажу куда, какие номера и что говорить. Я, разумеется, была заинтригована, согласилась, предупредила дома, и мы остались в пустой школе, на втором этаже в моем классе. Стояла осень, дул ветер, и за окном наискосок летели желтые листья. Инга к тому времени внешне превратилась в хрупкую привлекательную девушку, похожую на экзотический цветок, с глубоким, богато интонированным голосом (она очень неплохо поет, вы знаете?), но тут она была в совершенно ужасных очках, все мне бесцветно объясняла, диктовала номер, и потом я всем говорила приблизительно одно и то же: — Можете ли вы пригласить на собеседование с целью взять к себе на работу слепого человека? Там у них были реальные вакансии, а у этого воображаемого человека, женщины, были разные образования и компетенции (она где-то вычитала, чему вообще можно научиться) — она была юристом, фельдшером, логопедом, педагогом, логистом, менеджером, психологом, филологом, даже философом, еще были вакансии операциониста, администратора, продавца-консультанта и еще много кого. По ее настоянию была включена громкая связь. Иногда я представлялась самой слепой женщиной, иногда ее представителем. Она диктовала, я говорила, мне отвечали, а Инга слушала, сжав губы. Несколько часов — у нее был очень большой список, не знаю, сколько она над ним работала. Иногда у меня самой все просто плыло перед глазами. В какой-то момент у меня начали течь слезы, и очередной потенциальный работодатель даже сказал в сердцах: «Ну чего вы там ревете?! Сами же должны все понимать, раз у вас юридическое образование и вы явно не дура. Вам же государство пенсию платит — сидите и наслаждайтесь, музыку слушайте или аудиокниги. Я бы сам сидел, если бы мне платили». Реакция работодателей была от предельно корректно-вежливой «К сожалению, сейчас мы не имеем возможности…» до «Совсем слепая? Да вы что, с ума сошли, что ли?!» Одни пригласили на собеседование — по-моему, им было просто любопытно — колл-центр, пятидневка, восемь часов в день, зарплата 15 тысяч. Потом я спросила: Инга, зачем сейчас? Она сказала: я уже взрослая, у меня паспорт. Я сказала врачу, что хочу знать и имею право. Он сказал, что в колледж или даже в институт я еще, может быть, смогу поступить зрячей. Но закончу точно уже слепой. Надо выбирать, имея это в виду. Потом Инга меня поблагодарила и ушла. А я осталась стоять и смотреть на листья, которые падали уже в темноте. Школьный охранник пришел, стоял в дверях и смотрел с подозрением — он же видел лицо Инги, когда она уходила. Я знаю всю эту историю с гейшами, гетерами и прочим. Она мне все рассказала. Объяснила, что все взвесила и поняла — это разумный компромисс. Мир сегодня так унифицирован, что люди падки на экзотику, каждый второй нашумевший фильм про уродов — физических или психических — это ее слова, не мои. Так что слепая, но юная, подготовленная и совершенно адаптированная в среде содержанка — вполне себе шанс на трудоустройство. Я ей, конечно, сразу рассказала обо всех рисках этого варианта. Она со всем согласилась, а потом спросила: в чем же альтернатива? И я — к стыду своему — не нашла, что сказать. Ее из школы выгоняют. Она же подросток все же — не видит смысла этому всему учиться и не учится, говорит: другое важнее, а сил и времени мало. И она мне запретила категорически в школе говорить: не хочу, чтоб меня жалели. Но я нарушила обещание — пошла к директору. Директор ужаснулась: не учится, да еще и слепнет?! Это нашему лицею ну вот совершенно ни к чему. Пусть идет в спецшколу, для них государство специально построило. Я заорала и хлопнула дверью. У нас такое в принципе не практикуется, но мне за это ничего не было, видимо, директор все же тоже неловко себя почувствовала в этой ситуации. Инга рассказала мне и о визите к вам. Сказала: бессмысленный разговор. А я в детстве читала вашу книжку про класс коррекции и мальчика на коляске, и там еще был мальчик, который почти не видел и не слышал. И вот я пришла, хотя и понимаю, что вы ничего не сделаете — есть литература и есть жизнь. Но мне-то тут как быть? — Я знаю, чего делать нельзя ни в коем случае, — подумав, сказала я. — Нельзя дезавуировать ее выношенную гейшевскую идею. Инга идет по краю, нагрузка на ее психику колоссальная, и в любой момент она может сорваться. Последовательная реализация ее личного плана — это единственное, что сейчас держит ее на плаву. Вы учитель начальных классов, значит, вечера у вас нерабочие? Хорошо. Тогда вы с ней придете ко мне… — я прикинула свои возможности, — в пятницу в пять часов. *** — Инга, есть нюанс. «Бэлу» Лермонтова читала? — Не помню. Вроде проходили. — Перечитай. И про цыганок еще есть, из XIX века, в том числе и мемуарное, тоже найди. Экзотические содержанки хороши, но надоедают. Знаешь, почему? — Почему? — В них нет системности. Точнее, она есть, но клиенту цыганская или там черкесская системность просто недоступна. Поэтому он видит нечто дико непоследовательное. Оно сначала пленяет, а потом — быстро — начинает раздражать. Где берут системность, кристаллическую решетку — как что-то устроено в целом? Физический мир, социальный мир, мир культуры или психика человека. — Где? — Университетское образование. Или что-то, что можно к нему приравнять. Только так. Все остальное — туфта. Частные вещи тоже важны, но они должны ложиться на уже имеющийся каркас. Это опора. Без опоры — только клочки. Я звоню и включаю громкую связь. Сидите обе тихо. Накануне я почти два дня потратила на поиск давно утерянных контактов в психологическом мире и подготовку плацдарма. — Добрый день! Это Марья Петровна, секретарь кафедры Х факультета психологии? Здравствуйте, Марья Петровна. Это Екатерина Вадимовна Мурашова, мы с вами разговаривали по поводу девушки, у которой сейчас проблемы со зрением, а в перспективе — увы — возможна полная слепота. Девушка сейчас здесь и нас слышит. Скажите, пожалуйста, возможно ли ее обучение на вашем факультете, в частности, на вашей кафедре? Да? Спасибо. Разумеется, прием результатов ЕГЭ на общих основаниях. Нет, она учится не в спецшколе, а в сильном лицее, адаптирована, да, думаю закончить его при ее желании проблем не возникнет. Собеседование? Общая эрудиция? О, тут у нас все в порядке. Что насчет трудоустройства потом? Есть специальный человек на гуманитарных факультетах, который этим занимается? Спасибо. У вас было два слепых преподавателя? Один работает и сейчас? Простите, а что он читает? Поняла. Спасибо еще раз. Я рассыпалась в благодарностях и отключила телефон. Некоторое время мы все трое молчали. Потом я подняла два пальца. — Плюс один: медицина идет куда-то очень бойко. Может, лет за пять научатся все это — сетчатку, нервы и так далее — выращивать в пробирке и ставить на место. Плюс два: бионика и все эти компьютерные технологии, может, через те же пять лет глаза вашему брату придется в виде гаджета носить на лбу как налобный фонарик. Надоест — снимаешь и кладешь в стакан, как зубы. — Вы прикольная, — усмехнулась Инга. — Ты даже не представляешь себе, до какой степени. Жили две кнопки... — И? — Ну и — одна прикололась, а другая обломилась. Молодая учительница нервно захохотала. Инга, кажется, не поняла. — С кристаллической решеткой я буду больше зарабатывать? — Несравнимо. Любовница-экзот, плюс массаж, плюс укулеле, плюс личный психотерапевт с дипломом. Плюс всегда можно подработать консультациями по скайпу. Уверенность в завтрашнем дне — ты же понимаешь, это болевая точка любых содержанок. Я обычно не советую практическую психологию как первое образование — институт закончил, а истории личности еще нет, работать нечем. У тебя особый случай, тебе просто пришлось рано повзрослеть. — Так мне советуете? — Да, тебе в виде исключения. Это ей явно понравилось. — Я подумаю над вашим предложением. — Договорились. * * * — Я уговорила директора дать Инге еще два месяца испытательного срока, — отрапортовала молодая учительница по телефону. — Я ее шантажировала тем, что подниму бучу в интернете — сами знаете, как сейчас интернет на такое возбуждается. Она сдалась. Но боюсь, что, когда все это закончится, так или иначе, это будет стоить мне рабочего места. — Вы сражались за друга. Это достойно. Самоуважение критически важно для человека, который профессионально формирует личности других людей. Если бы вы сейчас сдали Ингу, пострадали бы все ваши ученики — нынешние и последующие. — Да, вы правы! — я прямо увидела, как она вздернула подбородок и подпрыгнули выбеленные кудряшки. Я отключила телефон и мысленно пожелала успеха им обеим. Катерина Мурашева https://snob.ru/entry/184177/ https://snob.ru/entry/184449/
Слепнущий ребёнок - в школе обучается спокойно. Вообще без проблем. моя учительница рус.яз - расказыванала нам, что у нее в ещё пединстите тогда в Тирасполе - была слепая преподаватель. Вела русскую литературу.
отличная история для оправдания поступков ученицы 9 кл... Маме - поздняк метаццооо. прогулы школы, 2 неаттестации в четверти.. облико аморале... учительница - поставила ультиматум директрисе... поржала!!! Какую бучу она собиралась поднять в тырнете? Вопросы о исключении из школы - решаются педсоветом. а так - да, душещипательно... Ждём следующую историю... о мальчике - наркомане, который рос у матери - одиночки и т.д... по шаблону..