Олег Василатий об ситуации с бюджетом в ПМР

Тема в разделе 'Экономика ПМР', создана пользователем Елена, 5 июл 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    Елена

    Елена Старожил

    На форуме с:
    29 сен 2013
    Сообщения:
    7.280
    Что случилось в Приднестровье?
    [​IMG]



    Прежде чем перейти к ситуации, сложившейся в государственных финансах Приднестровья к лету 2014 года, рассмотрим, как работает экономика Приднестровской Молдавской Республики (рис. 1), который показывает нам, как совокупный спрос в экономике обеспечивается доходами, получаемыми республикой от внешнеэкономической деятельности (экспорта товаров, услуг, рабочей силы). Полученные экспортные доходы поступают на внутренний рынок через два канала: первый – это заработная плата и другие расходы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также потребительские расходы получателей денежных переводов от приднестровских «гастарбайтеров», вторая часть – средства, направляемые экспортерами в бюджет в виде налогов, а также оплаты за потребленные энергетические ресурсы.

    [​IMG]

    Рис. 1: Модель кругооборота доходов



    Расходы населения обеспечивают также значительную часть поступления налогов от хозяйствующих субъектов, работающих на внутреннем рынке. Но это уже вторичный спрос, обусловленный объемом средств аккумулируемых экономикой Приднестровья на внешних рынках.

    Устойчивость экономики до 2013 год обеспечивалась двумя факторами: с одной стороны, основной объем спроса бюджетной сферы формировался из поступлений, обеспечиваемых сектором экономики ориентированным на внешний рынок, с другой стороны – жесткие законодательные ограничения не позволяли увеличивать расходы государства и распылять его доходы.

    В 2013 году ситуация был изменена несколькими росчерками пера руководителя Приднестровья.

    Во-первых, были в резко увеличены тарифы на газ для коммерческих организаций. В результате остановилась работа предприятий Рыбницкого промышленного узла и изменился режим работы Молдавской ГРЭС. В целом в результате данных операций разовые недопоступления в бюджет и внебюджетные фонды в 2013 году оцениваются в пределах 50-60 млн. дол.[1], помимо этого упал спроса на услуги предприятий и хозяйствующих субъектов-поставщиков товаров и услуг для предприятий-экспортеров, вызвавший снижение доходов лиц занятых в этих отраслях. Кроме этого эти операции имели и последующий уже долговременный эффект, состоящий в сокращении числа работников и утратой доходов, генерируемых каждым работником, как экономикой в целом, так и бюджетной сферой в частности.

    Во-вторых, новый руководитель Приднестровья добился от законодателей ряда уступок, связанных с «уходом от жестких законодательно регламентированных условий оплаты труда и введением более гибкого механизма регулирования (оплаты труда – скобки наши), регламентируемого постановлениями правительства»[2] - в этом направлении были изменены нормы закона об оплате труда в части увеличения предельного размера надбавок к заработной плате в бюджетной сфере (которые самостоятельно определяются на уровне бюджетного учреждения), а также возможности расходовать средства бюджета без установленных законом лимитов и программ – закон о республиканском бюджете на 2013 год был попросту проигнорирован главой государства. Дополнительным дестабилизирующим фактором стал инициированный президентом пересмотр состава потребительской корзины с 01 января 2014 года. Данное решение также стало фактором роста бюджетных расходов.

    Теперь рассмотрим к чему привели эти действия.

    Снижение поступления налогов и «газовой составляющей» в бюджет в результате тарифного давления на предпринимательский сектор заставило действующее руководство искать новые источники финансового обеспечения государственных расходов. Такими источниками стали рост налогов на импорт и рост тарифов на государственные услуги[3]. Государство увеличило размер таможенных пошлин и тарифов на импортные товары[4], которые привели к росту цен на промышленные товары и продовольствие, также были увеличены тарифы в ЖКХ, плата за детский сад, плата за кружки и посещение учреждений дополнительного образования и иные государственные услуги.

    Таким образом, доля совокупного спроса, на внутреннем рынке обеспечиваемая предприятиями-экспортерами, после неразумных тарифных решений, была искусственно выдавлена с потребительского рынка республики. Дефицит средств для финансирования бюджетных расходов в результате сокращения данного спроса был компенсирован (правда, не в полном объеме) руководством республики за счет снижения потребительских расходов населения, путем увеличения налогов и тарифов. Сокращение потребительского спроса привело к сокращению импорта, прежде всего потребительских товаров, а также реорганизацию бизнеса в направлении уменьшения налоговой базы (легально это делается в рамках закона о предпринимательском патенте). Естественно, государство начало недополучать в первом полугодии 2014 года таможенные пошлины и иные налоги, т.к. объем товаров импортируемых в страну упал.



    По данным представителей таможенных органов республики объем товарооборота по потокам товаров, поступающих с рынка «7 километр» в мае 2014 года сократился на 30 %. Если бы определяющим фактором данного движения были события, происходящие на Украине – следовало бы ожидать сокращение товаропотока на 100 %. Однако этого не происходит. Следовательно, предприниматели, которые сегодня едут за товаром на Украину не стремятся заполнить нишу тех, кому рынок «7 км» стал по тем или иным причинам недоступен, т.к., похоже, этой ниши просто не существует ввиду сокращения потребительского спроса.



    Как это происходит, иллюстрирует рисунок 2, на котором показан механизм изменения налоговой базы по налогам, фактическим плательщиком которых является потребитель (т.е. тем или иным образом включаемых в цену товара либо государством, либо продавцом товара).



    [​IMG]

    Рис. 2: Изменение структуры потребительских расходов



    Вариант 2А показывает изначальную ситуацию, когда расходы (поделенные нами на три основные группы) распределяются примерно одинаково. Основу спроса товаров на потребительском рынке составляют расходы, выделяемые потребителем на приобретение продуктов питания и промышленных товаров. В условиях Приднестровья подавляющая масса данных товаров импортные, поэтому эта часть доходов потребителей включает все налоги, которые государство взимает с цены товара и прямые налоги, которые входят себестоимость, либо уплачиваются из прибыли (таможенные пошлины, акцизы и т.д.). Увеличив налоги, тарифы на жилищно-коммунальные и образовательные услуги и т.п. платежи, государство сократило объем дохода, который потребитель будет выделять на приобретение товаров. Продукты питания служат для удовлетворения первоочередных потребностей, поэтому спрос на них неэластичен (т.е. менее изменчив). Следовательно, дефицит средств, направляемых на потребительские расходы, возникший в результате действий государства повлияет в первую очередь на объем приобретаемых промышленных товаров. Эту ситуацию нам показывает вариант 2Б рисунка 2.

    Предпринимательский сектор после такого изменения расходов потребителя обнаруживает у себя нераспроданный запас товаров, приобретенный для удовлетворения спроса, предусмотренного вариантом 2А. В связи с этим в следующем периоде объем закупки товаров (в нашем случае - импорта) изменяется в сторону сокращения, а, следовательно, сокращаются и поступления в государственный бюджет. Государство сталкивается с дефицитом доходов.

    Данный дефицит возникает при сбалансированном бюджете. Но является ли бюджета 2014 года сбалансированным? На поверку оказывается, что нет.

    Как мы уже отмечали выше, сегодня президентская вертикаль подходит достаточно вольно к определению размера заработной платы работников бюджетной сферы. Используются в этом случае следующие законодательные механизмы:

    1. нормы ТК ПМР, предусматривающие доплаты за совместительство, расширение зоны ответственности;

    2. нормы закона об оплате труда, предполагающие предоставление надбавок до 140 РУ МЗП работникам бюджетной сферы, протянутые президентом с третьей попытки через Верховный Совет как некий компромиссный вариант;

    3. отдельные нормы закона о республиканском бюджете.

    При подготовке закона о республиканском бюджете на 2014 год планирование расходов осуществлялось «от достигнутого» с инфляционным наращением, т.е. расходы 2013 год были увеличены на 8 % (прогнозируемый уровень инфляции). Т.о. на прирост расходов, связанных с оплатой труда работников бюджетной сферы, на 2014 года было запланировано 127 млн. руб. Фактический прирост расходов уже в 1-м квартале составил 58 млн. руб. так уже в 1 квартале 2014 года было использована половина лимитов, которые были зарезервированы в бюджете на прирост заработной платы. А ведь во 2-м полугодии 2014 года предполагалось еще и повышение заработной платы.

    Вот так государственные финансы были доведены до ситуации, в которой денег на выплату заработной платы попросту не стало.

    У читателя, наверняка, возникнет вопрос – а как же процессы развивающиеся на территории Украины, неужели не повлияла на сложившуюся ситуацию? Ответ, конечно же, да. Действительно украинский кризис по нам ударил, но он не стал определяющим в текущей ситуации. Снижение продаж на украинском рынке стало элементом увеличившим глубину и приблизившим начало кризиса государственных финансов, но не он определил данный кризис.
     
    Серж1, коммерсант, LOOK и ещё 1-му нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Елена

    Елена Старожил

    На форуме с:
    29 сен 2013
    Сообщения:
    7.280
    Продолжение статьи
    Выстроенная цепь несбалансированных волюнтаристских решений «государственных мужей» искусственно привела к расстройству государственной финансовой системы, спаду в экономике. Несбалансированность их мы показали выше. Волюнтаризм их обусловлен тем, что подобное развитие событий прогнозировалось нами осенью 2011 года и открыто доводилась до лиц, принимающих решения, и граждан. Однако, единоличными действиями, направленными на ухудшение условий работы хозяйствующих субъектов, и отказом от подписания закона о республиканском бюджете на 2013 год, был избран путь, ведущий страну к кризису.


    [1] На 1 января 2012 год в распоряжении Министерства финансов были 71,8 млн. руб. За год было профинансировано из различных источников 3947,8 млн. руб., остатки на 01 января 2013 года составили 248, 8 млн. руб. – т.о. в 2012 году в государством было аккумулировано из различных источников 4124,8 млн. руб. (3947,8+248,8-71,8).

    В 2013 г. было профинансировано расходов на 3599,9 млн. руб., остатки на конец года составили 176,2 млн. руб. - т.о. в 2013 году государством было аккумулировано из различных источников 3460,1 млн. руб.(3599,9+176,2-248,8)
    Следовательно, в 2013 году государство не досчиталось доходов в на сумму 664,66 руб. На самом деле – сума больше, часть её компенсирована ростом таможенных сборов и ростом налоговых ставок по иным налогам.
    Эта сумма показывает ту часть спроса, которая генерировалась предприятиями-экспортерами в части государственных расходов. Кроме этого из экономики ушли средства, которые поступали на рынок в качестве спроса внебюджетной сферы..

    [2] Цитата из пояснительной записки к законопроекту «О проекте закона ПМР «О некоторых принципах регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы…» (папка 877), направленный Президентом Приднестровской Молдавской Республики в Верховный Совет в режиме законодательной необходимости 07 декабря 2012 года

    [3] Здесь (исключительно для удобства изложения) под государственными услугами понимаются все услуги, находящиеся под тем или иным контролем государства: услуги государственных учреждений и услуги организаций ЖКХ.

    [4] Условный пример того, как действует рост таможенного тарифа: допустим предприниматель везет сорочку таможенная стоимость которой 20 у.е. Таможенная пошлина на неё 5 %. Тогда на внутреннем рынке данная сорочка будет стоит 21 у.е. (20 у.е. + 0,05х 20 у.е.). Рост таможенной пошлины вдвое до 10 % приводит росту её цены до 22 у.е. (20 у.е. + 0,1х 20 у.е.). При этом таможенные органы отчитываются об удвоении сборов, а статистическая служба о низкой инфляции в 4,8 % (1/21). В 2013 году мы все были свидетелями таких победных реляций – из примера понятно как все эти победные реляции были оплачены приднестровским потребителем.
     
    Серж1, коммерсант, LOOK и ещё 1-му нравится это.
  3. UFO

    UFO Старожил

    На форуме с:
    12 мар 2014
    Сообщения:
    2.208
    этот кризис начался еще в 09 году, просто его оттягивали, наращивая газовый долг.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Елена

    Елена Старожил

    На форуме с:
    29 сен 2013
    Сообщения:
    7.280
    @UFO . причем здесь мировой кризис. Почитайте, там все в цифрах и фактах изложено
     
    скромная нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Елена

    Елена Старожил

    На форуме с:
    29 сен 2013
    Сообщения:
    7.280
    Получается, что половину бюджета на 2014 год израсходовали уже в 1 квартале.
     
    скромная и Оптик нравится это.
  6. UFO

    UFO Старожил

    На форуме с:
    12 мар 2014
    Сообщения:
    2.208
    я читал первую часть, мне хватило.
    неправильная модель экономики, строившаяся 2 десятилетия, находится в состоянии демонтажа. демонтаж это всегда потери. зато потом можно будет соорудить неплохую перепланировку, чем непременно воспользуются те, кто придет следом, поверьте.
    все это - переходный период.
    даже возникают мысли, что все это было спланировано за несколько лет до прошлых выборов.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Елена

    Елена Старожил

    На форуме с:
    29 сен 2013
    Сообщения:
    7.280
    Советую Вам почитать законопроекты, которые они продавливают.
    Ничего общего с юлагородной перепланировкой это не имеет.
    Читаем до конца, потом пишем.
    А то получается, "не читал, но осуждаю" .
    Или
    - Что они находят в этом Карузо? Шепелявит, картавит и в ноты не попадает!
    - Вы слушали Крузо (009)?
    - Нет, мне Рабинович напел (093).
     
    коммерсант и UFO нравится это.
  8. UFO

    UFO Старожил

    На форуме с:
    12 мар 2014
    Сообщения:
    2.208
    я понял направленность статьи, дальше можно не читать.
    это как в первую мировую, когда одна часть россии гнила в окопах и захлебывалась в лужах собственной крови, а другая демонстрации устраивала по поводу маленьких зарплат.
    время тяжелое, денег нет, можно посидеть на постном супчике, раз такое дело.
     
    скромная нравится это.
  9. Seven

    Seven Старожил

    На форуме с:
    31 окт 2013
    Сообщения:
    4.556
    Ну во-первых меня безусловно радует этот пост тем что это не обычный поклеп, а тут пытаются людям что-то объяснить и доказать, может что то и не совсем правильное, но по крайней мере заставляет человека задуматься (тех кто все таки решился прочитать многа букав )))

    Ну и о задуматься, в статье совершенно не отражены причины действий президента. Вот так вот росчерком пера он сделал плохо ПМР.
    Я так сильно не гуглил но первое что попалось.
    Вполне возможна что та часть доходов которую мы потеряли, на самом деле были не доходы, а если проследить всю цепочку, просто не выплаченные России деньги за газ.
    Кому то надо было прекращать эту порочную практику. Естественно что мы от этого не начнем жиреть, так как лишаемся в принципе притока халявных денег. Но эти деньги придется же рано или поздно отдавать.
    Это пока только версия, но вот эта сторона вообще не отражена в посте, поэтому он меня не убедил.
     
    UFO нравится это.
  10. ОДОБРЯМС

    ОДОБРЯМС Старожил

    На форуме с:
    30 авг 2013
    Сообщения:
    21.549
    На месте президента, я бы отобрал наиболее ярких говорунов и назначил их править балом..шоб после определенного срока ткнуть носом, как котят, в сложившуюся с их помощью ситуацию.
    "Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны!"
     
  11. UFO

    UFO Старожил

    На форуме с:
    12 мар 2014
    Сообщения:
    2.208
    а когда думаешь, как можно было бы использовать сэкономленные на газе деньги!!!
    но кому то нужны были голоса на выборах, один чиновничий пост делили на троих с доплатой - чтоб было кому голосовать "правильно".
    вот и прокакали миллиарды, как в старом НЕПовском анекдоте.
     
  12. Свидетель

    Свидетель Старожил

    На форуме с:
    1 апр 2014
    Сообщения:
    2.982
    и каким местом она была устойчива?)) Напомнить, когда были сокращены 3 тысячи работников ХБК?
    Перечисленные факторы не имеют отношения к обще мировому кризису, а именно он влиял и влияет на сектор экономики, ориентированный на внешний рынок, попросту - во всем мире сокращается покупательная способность и пересматриваются затраты всех и каждого и отсекаются по правилу собраться в путешествие - берем не то что надо, а то без чего обойтись нельзя( можно обойтись без десятого пальто или запаса белья,бутылки вина или коньяка).
    Это раз .
    Второе - какие такие законы
    ?????????
    Не позволяли нанять высоклассных специалистов в кризисное время?
    Не позволяли гос чиновникам строить себе особняки и покупать авто или давать образование детям за бугром ( не говоря о наличии всяких правительственных фондов и прочие прелести единоначалия)
    Статья уводит не в ту сторону.
    Дело даже не в увеличении штата госаппарата, а в его неумении или/и желании работать.

    отдельные личности ничего не решают, решает команда, либо надо менять ВСЕ законодательство.
    Вы мне напомнили случай из истории с Д Ойстрахом, когда у скрипача отняли его скрипку и сказали - ну теперь пусть он поиграет..
     
  13. ОДОБРЯМС

    ОДОБРЯМС Старожил

    На форуме с:
    30 авг 2013
    Сообщения:
    21.549
    Простите, а что вам конкретно в законодательстве не нравится?
     
  14. TopicStarter Overlay
    Елена

    Елена Старожил

    На форуме с:
    29 сен 2013
    Сообщения:
    7.280
    Поименно фамилии говорунов не хотите ли назвать?
    Или есть что возразить предметно, а не в стиле "каждый суслик агроном"?
     
    Серж1 и Оптик нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Елена

    Елена Старожил

    На форуме с:
    29 сен 2013
    Сообщения:
    7.280
    Мне, это то, что бюджет не продуман. И даже с учетом недопоступлений, расходуется он намного более скорыми темпами, чем это предполагалось при его принятии.
    Еще мне не нравятся новые Постановления Правительства, хотя некоторые акты должны быть в виде законов, а не постановлений, а тем паче Приказов.

    УЭЙ, о законе о бюджете слышали краем уха? Который принимался каждый год, а не сразу на три года и все расходы утверждались и курировались?
    А про то, что статья уводит в сторону, то вообще не обсуждается.
    #Всепропалогипсснимаютклиентуезжает
     
    Оптик нравится это.
  16. коммерсант

    коммерсант Старожил

    На форуме с:
    6 сен 2013
    Сообщения:
    5.801
    Я всегда видел закон о приватизации не только лишним в законе, но и пагубным. Предприятиями владел народ и получал через бюджет разные социальные ( развивающиеся) блага. У государства (народа) был бизнес, через который наполнялся бюджет, а теперь все похоже на то, как если бы сын, вместо того, чтобы пойти на работу, тырит у родителей деньги из кармана. Ладно, допустим закон есть и его не отменят, а все, что могли, уже стырили и прихватизировали... но можно ведь продумать программы для коренного восстановления экономики страны и постройки новых государственных фабрик и заводов. Правда, эта реализация плана занимает гораздо большее время по сравнению с президентским сроком. А поэтому и не будет стимула начинать что-то, что другой может разрушить за один день....
     
    LOOK, Оптик и Елена нравится это.
  17. ОДОБРЯМС

    ОДОБРЯМС Старожил

    На форуме с:
    30 авг 2013
    Сообщения:
    21.549
    Да мы тут все агрономы, а некоторые даже суслики! Вы в том же числе.
    Говоруны - это те, которые говорить умеют, неизвестно только, что бы они делали, будь у руля.
    В том числе и автор данной статьи. Вот об этом я и написал. Простите, если затронул ваши нервенные окончания.
    Кидать камни в озеро легче, чем их доставать.
     
    М. Виттман нравится это.
  18. Свидетель

    Свидетель Старожил

    На форуме с:
    1 апр 2014
    Сообщения:
    2.982
    если Вы про сроки принятия бюджета, то все равно на три или на один год его принимать, важен результат.
    И я вообще не о сроках принятия бюджета, а о возможностях потратить деньги на специалистов,и на не тратить деньги на личные, но такие законные, нужды высших чиновников.
     
  19. ОДОБРЯМС

    ОДОБРЯМС Старожил

    На форуме с:
    30 авг 2013
    Сообщения:
    21.549
    Я ваще-то говорил про "все законодательство, которое надо менять". А это намного обширнее бюджета.
    А вы - про кое-что в законодательстве...которое вполне возможно, не всегда продумано. Как обычно, самые лучшие футболисты на трибунах...эх, если бы их выпустить на поле! Вмиг бы усрались!
    Есть такая молдавская пословица "Чине поате - оасе роаде, чине ну - ничь карне моале", что, примерно, соответствует русской "Плохому танцору яйца мешают". Так вот, кто может работать, тот работает в любых условиях, при любом законодательстве и погоде, а кто нет - даже в тепличных условиях прозябает.
     
    скромная нравится это.
  20. Свидетель

    Свидетель Старожил

    На форуме с:
    1 апр 2014
    Сообщения:
    2.982
    говоруны -это все работники умственного труда, только у одних получается красиво и складно выражать свои мысли а у других - только завидовать)